Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear

Sajtka yardäm - Помощь сайту



i-mulla

takbir.ru





ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2016
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татар

Г.А.Искандяров,
председатель Общественной организации
«Фонд Развития Мусульманских народов»

ТЮРКО-МУСУЛЬМАНСКИЕ НАРОДЫ
В РОССИЙСКОМ ОБРАМЛЕНИИ

(Доклад на международном симпозиуме «Россия-тюрко-мусульманский мир: историко-культурные связи», г.Елабуга 21-22 апреля 2016 г.)


В Москве, на Большой татарской улице во время празднования "Курбан-байрама", 24.09.2015 г.

Сегодня день мир озабочен возросшей террористической опасностью, обусловленной глобальными мировыми процессами. Печально, что человеконенавистнические, экстремистские идеи, весьма далекие от истинных представлений об Исламе, находят поддержку и питательную почву у части жителей нашей страны. На это гражданское общество страны должно обратить особое внимание, ибо одной из существенных причин тому являются недостатки внутренней политики России, о котором оно наиболее осведомлено и на которое способно оказать существенное влияние.

Опасность разрушения целостности страны требует изменения вектора внутренней политики, образно сформулированному известным писателем-историком Мурадом Аджи: «Единый народ единой страны»1**. Вызовы, стоящие перед Россией во внешнем мире, обосновывают необходимость сплочения всех ее граждан, но не путем ущемления, а за счет обобщения уникального опыта народов, проживающими бок о бок на одной территории тысячелетиями, на основе общей неразрывной истории, общих героев и общих достижений, основанных на объективных фактах, а не на мифах. Представитель любой национальности не должен чувствовать себя здесь чужим и появившимся ниоткуда.

Что касается термина «тюрко-мусульманский», то его можно было бы заменить древним этнонимом «татарский»2**, не связывая исключительно с современными татарами, ибо так в основном именовались тюрко-мусульманские народы России вплоть до начала XX века27** Мусульманские народы Кавказа, как известно, называли кавказскими татарами и от того, что они хорошо владели одним из тюркских языков – кумыкским, использовавшимся для межнационального общения и одновременно являющимся распространителем общих культурно-духовных ценностей.

Характерная особенность тюрко-мусульманских народов - теснейшее переплетение национально-культурных традиций и языка с Исламом, формирующее самосознание отдельной личности. Поэтому проблемы, возникающие в религиозной сфере, пожалуй, являются наиболее чувствительными и вызывают острую реакцию.

В сочетании с другими болевыми точками российского общества, сужением возможностей цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций путем публичного протеста, обращения в госорганы, в суды и т.п., на общем фоне низкого уровня религиозных, культурно-исторических знаний, а также при наличии умелой пропаганды извне внутреннее недовольство постепенно перерастает в отчаянное отторжение от общества, неприятие всего, что связано с государством, а далее - в реальное фанатичное сопротивление с трагическими последствиями... Понятно, что прежде всего это затрагивает быстрое на подъем молодое поколение, не обладающее достаточным жизненным опытом.

Как известно, внутренняя политика государства формируется на базе существующего законодательства, решений государственных органов и практике по реализации этих актов различными организациями страны, в том числе в СМИ, системе образования, культуры и т.п. Имеющиеся в этой сфере несуразности вольно или невольно ущемляют права тюрко-мусульманских народов как по национальному, так и по религиозному принципу.

Негативные настроения вносит замалчивание роли тюрко-мусульманских народов в государственном строительстве. Также игнорируется наличие крупных татаро-тюркских государственных образований на российских просторах задолго до возникновения русского государства, перенявшего от них и территорию, и многие древние традиции, культуру, что косвенно подтверждает, например, и название страны “TARTARYA” в западных справочниках, энциклопедиях24** и на географических картах вплоть до начала XIX века. Россия скорее является преемницей Золотой Орды, чем не обозначенной ни на одной карте древней Руси, как это пытаются представить власти и в, так называемом, «Историко-культурном стандарте», родившегося в недрах Министерства образования и науки3**.

Противореча историческим фактам, конституционным принципам светскости государства и равенства народов4**, в законе “О свободе совести и о религиозных объединениях” выделена особая «роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»5**. Стратегия государственной национальной политики уточняет: «Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов»6**. Законом постановлено 21 сентября отмечать, как «День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)»7**, что противоречит имеющимся сведениям о совместной победе татаро-русского войска над раскольниками хана Мамая, о чем говорил и сам президент В.Путин.

Известны многолетние потуги по внесению в Конституцию положения об особой роли русского народа и православия с ликвидацией национальных республик через широко разрекламированный, т.н. «Научный макет новой Конституции России»8**, созданный коллективом ученых во главе с экс-руководителем РЖД В.И. Якуниным. На широких экранах и федеральных каналах телевидения демонстрируются и получают престижные премии такие фильмы, как «Кандагар» и «Орда», грубо искажающие историю, что, очевидно, не случайно. Замалчивание татаро-тюркского прошлого наблюдается и в федеральных музеях. Например, федеральный музей литературы в Москве рассказывает только о произведениях на русском языке, начиная с М.В. Ломоносова, даже не упоминая о существовавшей ранее и, к счастью, сохранившейся развитой татаро-тюркской поэзии.

Все это естественным образом перетекает в школьные учебники, а через них и в сознание российского народа, еще с царских времен отравляемого всевозможными мифами. Минкульт России в продолжении той же традиции пытается установить православный крест над братскими могилами красноармейцев в Польше, не обращая внимания на их вероисповедание9**. Подобные деяния никак не стыкуются с Основами законодательства о культуре, где сказано: «Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры…»10**.

Особую проблему представляет сохранение национального языка – важнейшей составляющей национальной культуры. Несмотря на то, что закон «О языках…» гласит: «Языки народов Российской Федерации - национальное достояние Российского государства. Языки народов Российской Федерации находятся под защитой государства»11** на деле это достояние постепенно утрачивается прежде всего из-за отсутствия мотивации для изучения родного языка, связанного с сужением сферы его применения в повседневной жизни. Тому же способствуют единые правила по сдаче ЕГЭ исключительно по-русски. Боязнь не набрать нужных баллов толкает родителей отдавать предпочтение изучению русского языка в школе для своих детей. При этом духовно-нравственные потери, дисгармонию будущей личности от утери родного языка никто не оценивает. А разве нужно знание русского языка в такой степени будущим инженерам и ученым? Разве выпускники национальных школ знают его хуже поступающих в ВУ