-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения

О татарской культуре

Мнение представителя татарской молодёжи из г. Астрахани

Читая сообщения, вдруг понял, что для меня достаточно смешно, то о чём идёт речь. Мы говорим о культуре, о переходе с кириллицы, на латиницу и т.д., но самый главный вопрос мы пропускаем. Вопрос: где она, татарская культура

Татарская культура как таковая давно стала дополнением, «музыкальным сопровождением», привязанным умеренному мусульманству и к "Уйна, уйна, гитара". Мы не осознаем себя отдельной нацией даже чисто лингвистически. Скажите есть в нашем родном языке такие слова, как компьютер, нефть, добыча, телевидение ракета и т.д. А казахи, например, стали переделывать свою структуру языка. А вот кто видел Windows на татарском языке, звучит даже смешно, правда? А я работал на Windows на турецком языке с пресловутой кнопкой Ac (Ач) - вот бы Билл Ворота порадовался. У них это есть! Все слова! И страна есть! Они даже думают, что они самые Европейские европейцы в мире, но это, так к слову.

Мы рассуждаем на каком языке читать молитвы и т.д. Но у нас нет языка- просто нет! То, что сейчас есть - это атавизмы умирающей, к огромному моему сожалению, культуры! Вы читали руссча- татарча сюзлек. Ну не умильно ли: космослар, ядерный энергиялар и т.д. Это как анекдот про татарина в России. Но это реальность это просто китч, который мы не хотим править. А само отношение к культуре. Вы видели нормальную молодёжную программу про пресловутое MTV или Интернет. Иссямесесь хермятле иптяшляр, бу кичне инде Альфия Уразалиева сезне белям алып бара! А стилистические различия существуют вообще в речи-то? Мы где в селе все, в Старокучергановке живём? Семки на завалине лузгаИм? Все татары на базаре помидоры продают? Где речь научная, где речь официально-политическая, где речь связанная с музыкой, где всё это? На каком языке писала Софья Губайдулина, велишайший композитор современности. Много ли Татар вообще знают кто она такая? Вообще, кого, кроме Габдулла Тукая. Это такой татарский Пушкин- все знают, никто не читал.

Чем нам гордиться? Нет основы- проработанного и структурированного языка, наделенного способностью к саморазвитию и ассимилированию иных культур и иного, отличного от общепринятого, понятийного аппарата.

Далее, почему я как Татарин должен любить "Зур татар консерты"? Я хочу идти на Шевчука, Муми-Троля, Morcheeba, Moby. Но обсуждать это всё я хочу на татарском, на родном, блин, моём языке! А "балалайкаларым" и странноватый, мягко говоря, татарский юмор, я не хочу. Хочу увидеть в специализированной прессе рецензии на татарское техно, электро, рэп. Не в качестве самого смешного, что можно услышать, а всерьез. Французский рэп это прикольно, а татарский это самый большой цирк. Почему?

Потому что татарский язык и культура позиционируются сейчас как традиционные. Такие местечковые помощники в сохранении молодёжи от тлетворного влияния не понятно чего. А молодёжь этого не хочет, не хочет. Молодые, хотите Вы того или нет, всегда бунтовщики. Они так сложены. Это даже не столько психология, сколько физиология. Всегда существовавшая идея, начиная от Тургенева с отцами и дИтями, до современной рекламы про несговорчивую тёщу. Возразите мне о количестве молодёжи в медресе, да, я тоже был удивлён. Но вы то не будете удивлены, к сожалению, в очередной уже раз, если я скажу Вам сколько народу из моих только друзей татар (не говоря о смешанных браках) не говорит на своём языке. "...я только понимаю немножко...у нас бабушка говорит...", смущённая улыбка.... Нет, не понимает. И это свидетельство страшного процесса- умирания культуры. Какие татарские диаспоры, какое сохранение языка за рубежом? У нас дома, в России, народ разговаривает только по-русски в городах. За некоторыми исключениями. А те, кто считает себя татарами, в сёлах разговаривают "крутить иттереп тэрам", "базар да трактор бар мэ", “мадорэм бик якше, сэп свежь” и т.д.

О чём мы спорим- чтобы в мечетях только по-татарски разговаривали? Так вообще половина ничего понимать не будет.

Кроме того татарская культура очень сильно привязана к религии, впрочем как и положено, по определению национальности в культурологическом контексте. У русских, сейчас тоже, мягко говоря, крен в сторону Православия и славянского язычества одновременно. Но человек должен иметь всё культурное поле в своем распоряжении и обсуждать, используя информационный носитель этого поля- родной язык, всё, что является для него сейчас критическим, и важным для нормального функционирования и выживания. Иначе – этот носитель заменяется более совершенным. Для выживания, только для выживания! Это же просто как дважды два, тут даже никакие NLP, не нужны. Не обозначил лингвистически- не работаешь с объектом и физически.

Поэтому культура в нынешнем её виде обречена. Поинтересуйтесь у социолингвистов, если мне, Астраханскому татарину, неграмотному, не верите.

В общем из всего выше, бурно написанного хочу сделать следующий вывод. Если не будет коренных изменений в языке, добавления новых терминов, новообразованных ли, заимствованных ли из языков близких групп. Терминов, покрывающих всё вербальное пространство, от «Ой, сезь матур кызлар…», до спутниковых телефонов, транкингов и экономических обоснований, позволяющих человеку безопасно ощущать себя в окружающем мире, при использовании данной языковой среды, то культура обречена. Просто обречена. Так было уже в истории много раз. Если бы нас угнетали, как афро-американцев, искусственно сдерживая развитие языка и национальной культуры , то может быть, сложилась бы анти-культура, по отношению к доминирующей, и мы бы по примеру W-Tang и прочих называли бы сами себя «карсаками» и били бы морды всем остальным за такое обращение, аналогично «нигерам» во всём мире. Но этого не произойдёт, потому что мы сами себе не предоставляем возможности к развитию, нас никто не заставляет, по большому счёту. Поэтому, ау, Минтемиры Шаймиевы и прочие татарские деятели – я хочу, чтобы мои дети гордились своим языком и, чтобы мы говорили с ними на татарском не как на Латыни, «Quod liced Jovi…», не понимая зачем всё это, а как на полноценном инструменте общения, полноценной замене, того же русского, или английского языков. Не зависимо от того, где я живу, мусульманин ли, христианин ли, крящён и т.д. Надеюсь, что это произойдёт.

Поташов Руслан,
Г.Астрахань

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх