-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Обряды и праздники

Свадебные обряды казанских татар

Структура свадебного цикла конца XIX-нач.XX веков, была в целом единой для данной подгруппы: сватовство, сговор, помолвка, свадьба в доме невесты, период посещения молодым супругом своей жены, переезд ее в дом мужа, послесвадебные обряды.

Досвадебный период включал в себя такие основные моменты, как сватовство, сговор-помолвка. Браки заключались преимущественно зимой. Сватовство поручали в основном женщине, родственнице или хорошей знакомой из уважаемой семьи. Одежда свахи (или свата) отличалась характерной деталью: на один сапог приспускалась штанина. Сваха, войдя в дом старалась сесть на подушку, полагая, что это поможет удачному завершению начатого дела.

Во второй свой приход сваты добивались согласия на брак. В день, когда девушку засватали, обе стороны договаривались о сумме денег, которую родители невесты просили для проведения свадьбы. Для невесты от родителей жениха просили вещевой выкуп – верхнюю одежду бишмет, камзол, отрезы на платье, шаль, платки, посуду, а так же постельные принадлежности – перины, подушки, одеяло.

В знак окончательного сговора родители невесты, передавали через сваху жениху и его родителям два молитвенных коврика, два полотенца, две салфетки, носовые платки, вышитые окучи. Эти вещи – символ согласия.

День свадьбы назначался в доме невесты за месяц вперед. В этот период девушка собирала себе в приданое одежду, утварь; готовила подарки для жениха и его близких (молитвенные коврики, окучи, рубахи и т.д.).

В некоторых селениях в предсвадебный период в доме невесты проводили девичник, на котором родственниц невесты угощали свадебным кушаньем тош в виде лапши из пресного теста, залитой медом. В ответ девушки давали им подарки.

Сторона жениха на кануне свадьбы привозила в дом невесты деньги и вещи, обговоренные во время сговора-помолвки. В день свадьбы, утром родственники жениха приезжали в дом родителей невесты с сундуком полным угощения (саум), с обязательным набором из 4-6 караваев пшеничного хлеба, 4 тонких сдобных лепешек, 4кодушек медовухи, 4 вареных гусей.

После встречи во дворе дома невесты, мужчин и женщин приглашали отдельно в разные комнаты. Мужчины размещались в большом помещении на полу, а мулла – на нарах. Перед ним ставили хлеб, соль, нож, накрытые салфеткой. Мулла проводил обряд религиозного бракосочетания. Молодые при этом не присутствовали. Невеста сидела в клети, а жених у себя дома. После завершения обряда и угощения мулла уходил, и начиналось свадебное застолье. Вначале на столы выносили масло. Гости пробовали и, отведав, давали за это деньги. Затем подавали суп токмач, пироги с начинками из пшена или риса с изюмом, пирог со сладкой начинкой из ягод, пирожки с сухим творогом и изюмом, отварное мясо с картофелем, напитки из сухофруктов, чай, а для мужчин – медовуху и пиво сора.

На женскую половину дома после угощения выносили сундук, присланный родителями жениха и показывали его содержимое гостям. Те в ответ дарили деньги.

В конце угощения мужчинам и женщинам выносили обрядовое кушанье. Отведав его дарили деньги, отрезы, головные платки.

Гости ночевали две ночи. Днем их приглашали ближайшие родственники невесты на угощение. Перед отъездом они вновь собирались в основном в доме на последнее застолье. После чаепития каждый гость клал на перевернутую вверх дном пиалу деньги для покупки занавесок молодым.

К этому времени в доме невесты или в клети готовили постель для новобрачных. Девушки или жены старших братьев невесты стелили постель, натягивали над ней белый полог и ожидали жениха. Невеста в новом платье платке или девичьей шапочке сидела рядом.

После отдыха гостей, после свадебного пира родные невесты запрягали пару лошадей в сани, вешали на дугу полотенце с ткаными концами, колокольчики и уезжали за женихом. Отведав в его доме угощение, они жениха увозили к невесте. Жених был одет в бишмет, камзол, ситцевую рубаху подпоясанную красным платком, в кожаные сапоги.

При встрече жениха девушки или женщины загораживали ему дорогу держа дверную петлю и требуя выкуп. Жених, дав им монеты проходил дальше. Молодых угощали. Невеста должна была раздеть супруга, снять шапку, бишмет, распутать поясок. После первой брачной ночи молодой муж дарил жене платок или платье. Он ночевал у нее две или четыре ночи подряд. Каждое утро, на рассвете, для них топили баню. После первой бани молодой супруг оставлял на полке или под тазиком для затопивших баню женщин деньги, мыло, платки. Он делал подарки также и младшим сестрам невесты. Утром на завтрак новобрачному подавали обрядовое блюдо – маленькие оладьи, а в обед – мелкие пельмени.

Спустя две-четыре ночи новобрачного отвозили домой. Ему передавали гостинцы с кушаньями. Родители и родные молодого, отведав это обрядовое кушанье, дарили ему деньги на покупку занавесок для постели молодого. Затем муж посещал свою жену раз в неделю, приезжая к ней в четверг и уезжая в пятницу. Этот период растягивался до 4-5 месяцев, до лета. Богатые принимали зятя до года.

В назначенный для переезда молодой к мужу день муж выезжал за ней в специальной закрытой свадебной кибитки. Молодая надевала новое платье, головной убор. Ее провожали подруги. На подводе везли приданое. Под ноги молодой при выходе из тарантаса клали войлочную подушку или шкуру, шубу, перину, чтобы невеста была мягкой и уступчивой. Тут же разбрасывали конфеты.

Невеста с провожавшими ее девушками и родственницами мужа раскладывала свое приданое. Помогавшим она раздавала подарки. В этот день собирали девушек со стороны мужа на угощенье гостинцами новой родни. На следующий день устраивали обряд знакомства молодой с родными мужа. Гости со стороны невестки приезжали с угощением. Невестка готовила тесто, раскатывала его и нарезала лапшу. Ей нарочно мешали, она откупалась подарком. Во время этого чаепития на молодую накидывали чапан мужа. Свекровь открывала ей лицо. Тогда же гостям раздавали подарки со стороны невестки. В тот же день или в день приезда родственницы вели ее к источнику воды. Она дарила за это какую-нибудь вещь.

Спустя некоторое время родители жениха приглашали к себе сватов.

Через неделю молодоженов созывали в гости родители невестки.

На этом завершался цикл традиционной свадебной обрядности казанских татар.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх