Татарские национально–культурные автономии
Фонд Развития Мусульманских Народов
Предложения по проекту Устава татарской национально-культурной автономии Москвы
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Региональная (городская) национально-культурная автономия, имеющая следующие официальные наименования:
на русском языке: “МОСКОВСКАЯ ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ” или сокращенно “МТКА” ,
на татарском языке: “МЭСКЭY ТАТАР МЭДЭНИЯТ ИДАРЭСЕ”
на английском языке: “MOSCOW TATAR CULTURE AUTONOMY”
далее по тексту АВТОНОМИЯ, является формой национально-культурного самоопределения татарского населения Москвы, в дальнейшем ОБЩИНЫ, реализованной в виде общественного объединения.
1.2. АВТОНОМИЯ работает на принципах добровольности и ненасилия, гуманизма и приоритета общечеловеческих ценностей, демократичности и гласности, толерантности, равенства прав народов и граждан.
1.3. АВТОНОМИЯ действует на основании настоящего Устава в соответствии с Конституцией, Гражданским Кодексом, Федеральными Законами “О национально-культурной автономии” и “Об общественных объединениях”, другими законодательными актами Российской Федерации, а также руководствуется нормами международного права.
1.4. Местонахождение и территория основной деятельности АВТОНОМИИ - город Москва (Российская Федерация).
1.5. АВТОНОМИЯ является юридическим лицом, имеет счета в банках, печати со своим наименованием, штампы, бланки, удостоверения, эмблемы и иные атрибуты.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Цель АВТОНОМИИ — создание условий, способствующих культурному самосохранению татарского населения Москвы, удовлетворению его национальных потребностей.
2.2. Для достижения поставленных целей АВТОНОМИЯ решает задачи:
• изучения и сохранения ОБЩИНОЙ языка, культурно-исторических, духовных ценностей, традиций и обрядов татарского народа;
• взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
• развития в г. Москве национальных искусств, ремесел, видов спорта, а также народного творчества;
• воспитания подрастающего поколения ОБЩИНЫ, организация культурного досуга, пропаганда здорового образа жизни;
• усиления внутриобщинного взаимодействия и взаимопомощи, повышения роли общественного самоуправления;
• широкого ознакомления жителей региона с богатым историческим, духовным и культурным наследием, текущими проблемами и достижениями татарского народа;
• обеспечения равноправного положения татарского этноса и его культуры во всех сферах жизни Российской Федерации и ее столицы;
• содействия решению вопросов реального обеспечения равноправия и мирного сосуществования народов в Российской Федерации, включающих государственную защиту татарского языка и культуры, обеспечения общедоступного полноценного воспитания и образования на родном языке и т.п.;
• изучения тюркских, арабских, персидских и других корней татарской культуры, расширение традиционных связей татарского народа;
• повышения экономического и культурного потенциала, охрана природной среды в регионе.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АВТОНОМИИ
3.1. Для достижения уставных целей АВТОНОМИЯ имеет право:
• получать поддержку со стороны государства, а также из иных источников, распределять и расходовать средства, направляемые ОБЩИНЕ;
• представлять ОБЩИНУ, от ее имени вести переговоры, участвовать в выработке решений, выступать с инициативами по различным аспектам общественной жизни, вносить предложения во все государственные и негосударственные органы;
• создавать собственные учреждения, выполнять организующую и координирующую роль, обеспечивать общественный контроль в городе в сфере национального искусства, науки, просвещения, образования, воспитания, спорта, обрядов и ритуалов, социальной помощи, здравоохранения и т.п., обеспечивающих потребности ОБЩИНЫ;
• проводить массовые мероприятия и акции культурного, общественного, рели-гиозного, спортивного, научного, природоохранного и иного характера;
• во всех инстанциях защищать права, законные интересы свои собственные, своих членов и ОБЩИНЫ;
• участвовать в избирательных кампаниях;
• проводить благотворительную деятельность;
• осуществлять научные исследования и разработки, иметь свободный доступ к ценностям национальной культуры;
• учреждать собственные средства массовой информации, проводить редакционно-издательскую деятельность, формировать и распространять информацию на любых видах носителей, предоставлять информационные услуги, в т.ч. с использованием телекоммуникационных средств;
• входить в качестве члена (участника) в другие общественные объединения, а также учреждать новые общественные объединения, предприятия и прочие организации, создавать свои структурные подразделения как в Российской Федерации, так и за рубежом;
• в интересах ОБЩИНЫ выпускать и реализовывать товары народных промыслов, продукты национальной кухни, оказывать национальные обрядовые, медицинские, бытовые, ритуальные и другие социальные услуги;
• устанавливать прямые связи и контакты с гражданами, общественными и государственными организациями Татарстана, Башкортостана, других регионов Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья;
• заниматься любыми разрешенными законом видами деятельности, участвовать во всех сферах общественной жизни и общественного производства Московского региона с образованием любых видов коммерческих, производственных предприятий и организаций, а также общественных, потребительских, иных объединений граждан;
• вести предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и задач АВТОНОМИИ или соответствует им, полученные доходы от предпринимательства используются в тех же направлениях и не могут быть перераспределены между членами АВТОНОМИИ;
• осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством.
3.2. АВТОНОМИЯ обязана:
• ежегодно публиковать отчет о своей деятельности для ознакомления членов ОБЩИНЫ, других граждан и организаций;
• в установленном законом порядке информировать и знакомить государственные органы со своей деятельностью, а также своевременно предоставлять им для этого необходимые сведения.
4. ЧЛЕНЫ И УЧАСТНИКИ АВТОНОМИИ
4.1. ЧЛЕНОМ АВТОНОМИИ (АГЪЗА) может стать частное лицо, старше 10 лет, постоянно проживающее в городе Москве и добровольно относящее себя к татарской этнической общности, а также общественное объединение (или самостоятельное отделение такого объединения), в том числе молодежное и детское, состоящее из индивидуальных ЧЛЕНОВ АВТОНОМИИ и принимающее активное участие в жизни ОБЩИНЫ.
4.2. Прием в ЧЛЕНЫ АВТОНОМИИ осуществляется по письменному заявлению, включающему обязательства соблюдения данного Устава, фамилию имя отчество (полное наименование, состав постоянного руководящего органа), фактический адрес проживания (местоположения) или контактный телефон. В дальнейшем продолжение членства должно подтверждаться ежегодно с уточнением указанных в заявлении данных. Отсутствие подтверждения в текущем году приостанавливает членство с начала следующего года, которое может быть восстановлено с момента предоставления такого подтверждения.
4.3. Индивидуальное членство в АВТОНОМИИ является неотъемлемым правом жителя Москвы татарской национальности и исключительно зависит от его собственного решения.
4.4. Членство общественного объединения на основании заявления его постоянного руководящего органа (совета) определяется решениями Национального Совета. Единовременно АВТОНОМИИ предоставляются копии устава и свидетельства о регистрации объединения.
4.5. Учредители являются ЧЛЕНАМИ АВТОНОМИИ.
4.6. Все ЧЛЕНЫ АВТОНОМИИ равноправны друг перед другом.
4.7. В отношении к АВТОНОМИИ ее ЧЛЕНЫ (общественные объединения через своих представителей — индивидуальных ЧЛЕНОВ)
и м е ю т п р а в о:
• после достижения 18 лет работать во всех органах, избирать и быть избранными на любые выборные должности;
• участвовать в проводимых мероприятиях;
• обращаться с предложениями и критикой, обжалованием решений ко всем должностным лицам и во все инстанции с правом получения письменного ответа;
• в установленном порядке пользоваться помощью, ресурсами, символикой, покровительством, привилегиями и льготами;
• требовать защиты своих прав и интересов;
• осуществлять самостоятельную деятельность, входить в другие организации;
• прекращать свое членство по письменному заявлению;
о б я з а н ы :
• систематически проводить работу, соответствующую целям и задачам АВТОНОМИИ;
• выполнять требования Устава и других регламентирующих положений;
• руководствоваться решениями Конференции, Национального Совета и других вышестоящих органов АВТОНОМИИ, не противоречащих собственным политическим и религиозным воззрениям (Уставу), ранее принятым обязательствам, не наносящих морального и материального ущерба;
• не допускать действий, порочащих цели и задачи, наносящих ущерб деятельности ОБЩИНЫ, АВТОНОМИИ и ее Членов, оскорбляющих их честь и достоинство;
• при возникновении спорных, конфликтных ситуаций, касающихся ОБЩИНЫ, прежде всего решать их с привлечением АВТОНОМИИ путем мирного согласия и составления договора;
• нести полную ответственность по своим обязательствам и решениям перед АВТОНОМИЕЙ и ее Членами;
• содействовать атмосфере сотрудничества и конструктивизма;
• ежегодно подтверждать свое членство.
4.8. УЧАСТНИКОМ АВТОНОМИИ (КАТНАШУЧЕ) может быть частное лицо старше 18 лет любой национальности, или юридическое лицо, оказывающие существенный вклад решению цели и задач АВТОНОМИИ.
Участниками безусловно являются близкие родственники индивидуальных Членов. Для всех остальных категорий требуется обязательное оформление участия.
4.9. Другие права, а также привилегии и льготы ЧЛЕНОВ и УЧАСТНИКОВ определяются решениями Национального Совета АВТОНОМИИ.
5. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ
5.1. АВТОНОМИЯ самостоятельно формирует свою структуру.
5.2. АВТОНОМИЯ может образовывать свои отделения, соответствующие территориальному делению города, а также иметь представительства в других субъектах федерации и за рубежом. Руководители отделений и представительств входят в Национальный Совет по должности.
5.3. Коллегиальные органы АВТОНОМИИ: Конференция, советы, комиссии и т.п., если нет иных решений по регламенту их работы, действуют по следующим правилам:
• все члены коллегиального органа обладают равными правами при обсуждении и принятии решений;
• делегатами Конференции, членами Национального, Попечительского и Контрольного Советов, руководителями АВТОНОМИИ могут быть ее индивидуальные Члены, старше 18 лет;
• органы самостоятельно избирают собственное руководство и определяют регламент своей работы;
• выборы руководства и состава руководящих органов проводятся на альтернативной основе;
• ЧЛЕНАМИ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА становится ранее принятое количество кандидатов, находящихся первыми в списке по числу набранных голосов;
в том же порядке определяются КАНДИДАТЫ В ЧЛЕНЫ избираемого органа, число которых не может быть больше 1/3 от численности этого органа и меньше 1 человека;
• КАНДИДАТЫ В ЧЛЕНЫ могут принимать участие в его заседаниях коллегиального органа совещательным голосом, решением этого органа они могут быть включены в его состав для замещения вакансий;
• инициаторами созыва внеочередного заседания и выдвижения на нем вопросов для обязательного рассмотрения могут быть: треть членов, руководитель данного органа, а также Национальный, Попечительский и Контрольный Советы;
• кворум при голосовании для принятия решений определяется:
- присутствием 2/3 от численного состава органа на первом заседании;
- наличием не менее половины членов на повторном заседании по той же тематике после дополнительного письменного уведомления всего состава;
• решение считается принятым, если при наличии кворума оно поддержано:
- по непринципиальным вопросам — простым большинством собравшихся;
- по принципиальным вопросам — большинством в 2/3 от числа присутствующих;
- член коллегиального органа может быть выведен из состава решением этого же органа или его руководителя за грубое нарушение Устава, а также за пропуск без уважительных причин трех заседаний подряд или более трети заседаний в течение полугодия.
5.3.1. КОНФЕРЕНЦИЯ Членов АВТОНОМИИ (МИЛЛИ-МЭЖЛЕС), является ее высшим руководящим органом, компетентным решать все вопросы, относящиеся к деятельности АВТОНОМИИ.
КОНФЕРЕНЦИЯ созывается в установленном порядке не реже одного раза в три года Национальным Советом. Информация о дате и месте ее проведения должна быть распространена местными средствами массовой информации не позднее, чем за месяц до начала КОНФЕРЕНЦИИ. Состав делегатов определяется в заранее установленном порядке на принципе пропорционального представительства от индивидуальных ЧЛЕНОВ АВТОНОМИИ с учетом их организационной или территориальной принадлежности.
Исключительными правами КОНФЕРЕНЦИИ являются:
• определение численности, выборы состава и принятие отчетов Национального и Контрольного Советов;
• определение генеральных направлений развития деятельности;
• внесение изменений и дополнений в Устав;
• решение вопросов реорганизации и ликвидации АВТОНОМИИ.
5.3.2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ (МИЛЛИ-ШУРА) является постоянно действующим руководящим органом, управляющим всей деятельностью АВТОНОМИИ в период между ее Конференциями и собирается не реже одного раза в 2 месяца.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ:
• обеспечивает выполнение решений и поручений Конференции;
• избирает ГЛАВУ АВТОНОМИИ из состава НАЦИОНАЛЬНОГО, ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО и КОНТРОЛЬНОГО советов, избранного КОНФЕРЕНЦИЕЙ;
• осуществляет текущее планирование и управление, утверждение программ, распределение всех видов ресурсов;
• утверждает структуру, штаты, кандидатуры старших должностных лиц, а также документы, регламентирующие деятельность АВТОНОМИИ;
• ратифицирует принципиальные соглашения, договоры, заявления и обращения от имени АВТОНОМИИ;
• непосредственно руководит деятельностью общественных органов, отделений, филиалов и общественных объединений АВТОНОМИИ;
• производит прием коллективных ЧЛЕНОВ, а также УЧАСТНИКОВ;
• присваивает почетные звания;
• решает другие вопросы деятельности АВТОНОМИИ, не относящиеся к исключительной компетенции Конференции, а также к прямым обязанностям других ее органов и должностных лиц.
5.3.3. Для оперативного решения вопросов НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ образовывает ПРАВЛЕНИЕ (ИДАРА) в составе 7 человек и возлагает на него часть своих полномочий. В него по должности входят высшие должностные лица АВТОНОМИИ: ГЛАВА, его заместитель и ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР.
5.3.4. КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ (ТИКШЕРУ-ШУРА) проводит ревизию финансовой и хозяйственной деятельности, вырабатывает указания и рекомендации для НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА и должностных лиц по данным вопросам, готовит заключения по годовому балансу и отчету. По направлению своей работы Контрольный совет вправе беспрепятственно получать любую необходимую информацию от любого должностного лица.
Срок полномочий Контрольного Совета распространяется на период между созывами очередных Конференций.
5.3.5. ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ (ТЭРБИЯ-ШУРА) оказывает всестороннюю поддержку деятельности АВТОНОМИИ, вырабатывает рекомендации для ее развития и практического осуществления. Состав Попечительского Совета формируется как на Конференции, так и по решениям Национального Совета.
Срок полномочий Попечительского Совета распространяется на период между созывами очередных Конференций.
5.4. Высшие должностные лица АВТОНОМИИ.
5.4.1. ГЛАВА (БАШЛЫК):
• осуществляет общее руководство АВТОНОМИЕЙ, является ее полномочным представителем во всех организациях;
• организует работу НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА, ПРАВЛЕНИЯ председательствует на заседаниях и подчиняется их решениям;
• в период между заседаниями НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА принимает решения от его имени по оперативным вопросам.
Сфера компетенции ГЛАВЫ касается всех сторон деятельности АВТОНОМИИ.
5.4.2. ПРЕДСЕДАТЕЛИ (РАИСЫ) КОНТРОЛЬНОГО и ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО советов организуют деятельность этих органов, по должности входят в состав НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА.
5.4.3. РУКОВОДИТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ЖИТЭКЧЕ) осуществляет руководство хозяйственно-административной деятельностью АВТОНОМИИ. Его обязанности предусматривают:
• реализацию решений Конференции и Национального Совета с учетом мнения Контрольного и Попечительского Советов;
• ответственность за всю производственно-хозяйственную и финансовую деятельность;
• руководство исполнительными органами АВТОНОМИИ;
• формирование и представление Национальному Совету для утверждения структуры и штатного состава исполнительных органов, а также ежеквартальных производственных планов и отчетов;
• распределение выделенных финансовых и материальных средств, выдача материальных доверенностей другим лицам;
• открытие банковских счетов АВТОНОМИИ, а также распоряжение по выполнению операций по этим счетам;
• найм и увольнение штатных работников;
• обеспечение хранения архивов, печати и других реквизитов.
Руководитель администрации по должности входит в состав Национального Совета.
6. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА
6.1. АВТОНОМИЯ может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, издательства, средства массовой информации, учреждения, оборудование, инвентарь, предметы, имущество культурно-просветительского, оздоровительного, спортивного, религиозного и ритуального, бытового, производственного назначения, денежные средства, акции, ценные бумаги и иное имущество, необходимое для обеспечения ее уставной деятельности.
6.2. АВТОНОМИЯ может пользоваться имуществом, взятым в аренду или переданным ему в безвозмездное пользование.
6.3. Имущество и средства АВТОНОМИИ формируются за счет:
• поступлений из федеральных, городских и местных государственных органов;
• добровольных денежных, иных взносов, грантов и пожертвований от частных лиц, государственных и негосударственных организаций, в том числе из других регионов и по линии международной помощи;
• поступлений от проводимых благотворительных акций, аукционов, лотерей и других мероприятий;
• собственной хозяйственной и предпринимательской деятельности, доходов от имеющихся в собственности ценных бумаг;
• иных, разрешенных законом поступлений.
6.4. АВТОНОМИЯ обладает правом собственника любых видов материальной и иной собственности, имущества, находящихся в ее владении. Ее Члены в отдельности прав на это имущество не имеют.
7. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
7.1. Изменения и дополнения в Устав осуществляются на основании решений Конференции, принятых 2/3 голосов при наличии кворума.
7.2. Юридическую силу принятые изменения и дополнения получают после обязательной перерегистрации Устава в установленном законом порядке.
8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ
8.1. Реорганизация и ликвидация осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
8.2. Решение о реорганизации или ликвидации, принятое на Конференции, должно быть поддержано 2/3 голосов при наличии кворума.
8.3. При реорганизации (разделение, слияние, выделение, преобразование, присоединение) обязательства АВТОНОМИИ, ее материальные и финансовые ресурсы переходят к правопреемникам.
8.4. Прекращение деятельности АВТОНОМИИ может быть осуществлено путем ликвидации по решению ее Конференции или суда.
8.5. В случае ликвидации взятое в аренду имущество возвращается их владельцам. Собственность, имущество, остающиеся в АВТОНОМИИ после уплаты долговых обязательств, решением Конференции направляются на уставные цели. Документы АВТОНОМИИ передаются в установленном порядке на государственное хранение.
Гаяр Искандяров
31.01.1997г
|