Политика, экономика, бизнес
Айнур Сибгатуллин
Так можно ли получать дивиденды с акций?
Некоторое время тому назад в сети Интернет на информационном портале «Ислам.ру» была помещена фетва Совета алимов Дагестана (разъяснение мусульманских богословов), в которой сообщалось о том, что «получать дивиденды с акций, которые высчитываются, исходя из прибыли предприятия, Шариатом не запрещается. Тем не менее, если дивиденды высчитываются в процентах от стоимости акций, то доход такого рода в Исламе получать запрещено».
И далее там же: «Получение процентов считается большим грехом в Исламе. Во многих аятах Священного Корана Всевышний Аллах говорит об этом:
"Аллах сделал дозволенной торговлю и запретил проценты" (Бакара 275);
"Искореняет Аллах процент и поощряет милостыню" (Бакара 276);
"О вы, которые уверовали! Не живите за счет лихвы, удвоенной или многократной, бойтесь Аллаха, и, быть может, преуспеете вы"
(Али Имран 130)». (http://www.islam.ru/pressclub/fetv/2/).
Таким образом, авторы фетвы полагают, что Шариатом запрещено получать дивиденды, высчитываемые в процентах от стоимости акций. Попробуем проанализировать насколько правильно понимают мусульманские философы аяты Корана.
Предположим, что общее собрание акционеров в каком-либо акционерном обществе приняло решение о выплате годовых дивидендов, определив при этом размер указанных дивидендов в процентах от номинальной стоимости акций.
Казалось бы, раз есть процент - получать такие дивиденды мусульманину запрещено. При этом необходимо отметить, что Федеральным законом «Об акционерных обществах» допускается также выплата дивидендов, определенных в твердой денежной сумме. В чем же заключается разница между дивидендами, определенными в процентах, и дивидендами, определенными в твердой денежной сумме? В чем состоит столь радикальное отличие этих двух различных способов исчисления дивидендов, не позволяющее получать дивиденды, исчисляемые в процентах, акционерам-мусульманам?
В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» акционеры имеют право на получение дивидендов, которые выплачиваются из чистой прибыли общества. То есть в любом случае, как бы не «высчитывались» дивиденды, они будут выплачиваться из чистой прибыли. Вся разница заключается лишь в способе исчисления дивидендов – твердая денежная сумма или процент. Экономическая природа дивидендов в обоих случаях одинакова.
Здесь необходимо пояснить, что запрет на получение процентов возник, как известно, в том числе и потому, что на Ближнем Востоке ростовщики, дававшие деньги в долг, под проценты, разоряли арабов. Пророк Мохамед (Мир ему!) не мог допустить этого и запретил ростовщичество. Переводя данный запрет в правовую плоскость можно утверждать, что мусульмане не должны давать деньги в кредит под проценты. Именно поэтому современные мусульманские банки, руководствуясь данным принципом, не совершают кредитные сделки
Однако, кредитование под проценты и получение дивидендов в процентах не могут быть приравнены друг к другу.
В сделке кредита лицо, дающее деньги в кредит под проценты другому лицу фактически занимается тем самым ростовщичеством, запрещенным Шариатом. Акционер же может получить дивиденды лишь только в том случае, если общее собрание акционеров, в котором он, как правило, сам участвует и голосует, принимает решение о выплате дивидендов.
Допустим, что в обществе есть лишь единственный акционер, который принял решение выплатить самому себе дивиденды, исчисляемые в процентах от номинальной стоимости – в чем здесь состоит его «лихва, удвоенная или многократная»? Он что разоряет самого себя?
Решение вопроса о «высчитывании» дивидендов отнесено к компетенции собрания акционеров и только оно может решить вопрос выплаты или невыплаты дивидендов. Акционеры не наживаются на разорении третьих лиц или самого акционерного общества, в случае принятия решения о выплате дивидендов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Получая дивиденды, рассчитанные в процентах от номинальной стоимости акций, акционер получает такую же прибыль, которую он получил бы, если бы общее собрание акционеров этого же общества, исходя из той же самой полученной чистой прибыли, приняло решение о выплате дивидендов, размер которых был бы определен в твердой денежной сумме.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда речь идет о дивидендах по привилегированным акциям, размер которых уставом общества действительно может быть заранее определен в процентах или твердой денежной сумме. В чем здесь будет заключаться грех, если акционер-мусульманин получит дивиденд, определенный уставом общества в процентах, который бы по своей экономической сути ничем не отличался бы от дивиденда по привилегированным акциям, определенного уставом в твердой денежной сумме?
Подводя итог всему вышесказанному, хочу лишь заметить, что уж коли браться толковать нормы Шариата, регулирующие гражданские правоотношения в современном обществе, то делать это надо не формально, исходя лишь из одного наличия какого-либо термина, а проводя комплексный анализ норм действующего законодательства и экономической сути проблемы.
08.08.2002 г.
|