Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татарского этноса

Размышления человека, похожего на молодого татарина

На статью М.Миначева "Ау-у! Где ты молодой татарин!"

Прочитав недавно опубликованную на сайте МТСС статью М. Миначева «Ау-у! Где Ты, молодой татарин?» не могу не согласиться с большей частью выводов автора, поскольку в ней абсолютно точно отражено нынешнее состояние дел татарской молодежи Москвы. Автор задается вопросом – почему молодые татары так аполитичны и равнодушны к призывам принять участие в культурно-политической жизни московской татарской общины и почему татарский язык и культура не востребованы молодежью?

Давайте попробуем вместе найти ответ на эти непростые вопросы.

Начнем с самого простого.

Во-первых, у меня сложилось твердое убеждение о том, что вся информация о каких-либо «татарских» культурных и общественных мероприятиях в г. Москве поступает большинству молодежи весьма отрывочно, как бы «из под полы». Чтобы узнать о каком-либо концерте необходимо приложить определенные усилия – например, пойти к мечети, купить там газету «Татарские новости» или «Ваши соотечественники», прочесть объявление на заборе, обзвонить родственников или позвонить в концертный зал ГК «Космос» и т.д. Ну, еще иногда, на сайтах МТСС и ВТК можно найти сведения, но ведь далеко не у всех есть доступ в Internet..

А в это время хорошо иллюстрированные журналы типа «Афиша» или «Ваш досуг» дают полную и исчерпывающую информацию о всей культурной жизни в Москве: Кино, клубы, театры, консерватория и пр., пр.

И все эти продукты массовой культуры предлагаются нам в неограниченном объеме и с максимальным выбором.

В противовес всему этому нам предлагается посещать такие редкие у нас в Москве «татарские» концерты и спектакли.

При этом, зачастую, качество этих мероприятий (свет, сцена, звук, удаленность места, да и сами исполнители), увы, оставляют желать лучшего.

Таким образом, первой, самой простой причиной отсутствия интереса у молодежи к участию в культурной и общественной жизни татарской общины, является отсутствие информации о таких мероприятиях, а также неумение правильно ее подать.

Во-вторых, даже если татарскую молодежь снабжать всей необходимой информацией, то это вовсе не значит, что она тут же активизируется и будет исправно посещать татарские концерты, говорить по-татарски и т.д., и т.п.

Дело в том, что выросло уже целых два «непоротых» поколения Pepsi, которые просто так воспитаны семьей, школой, улицей, армией или ВУЗом, что им не столь интересны все эти «татарские» дела.

Неужели они будут слушать всяческие «Уйна, уйна, гитара», когда есть возможность сходить на концерт какой-нибудь зарубежной группы или посмотреть новый классный боевик?

Что может предложить татарская культура на данном этапе? Конечно, есть Р.Яхин, С.Сайдашев, И.Шакиров - это хорошая классика, которая нравится многим, но это не адекватный ответ современной русско-американской массовой культуре. Это сражение на культурном фронте мы уже проиграли.

В-третьих, мы не можем игнорировать окружающее нас общество, состоящее, как правило, не из татар, а русских, евреев, украинцев и пр..

Общество наше еще не созрело для демократии и толерантности и, как минимум с издевкой, воспринимает попытки отдельных представителей национальных меньшинств продемонстрировать на людях хотя бы немного свою национальную самобытность, например, разговаривая на родном языке.

Кстати, о татарском языке – ну не насмешка ли над почти полмиллионом московских татар тот факт, что в Москве существует лишь две татарских школы, расположенные у черта на куличках? А информацию о курсах татарского языка для тех из нас, кто все таки хочет изучать его, попробуйте как-нибудь получить – семь потов изойдет.

В-третьих, большинство молодежи работает, учится и не всегда имеет возможность потратить время на всевозможные «татарские» мероприятия. Это чисто физический фактор.

И, наконец, в – четвертых - возраст. Да-да, требовать от молодежи даже в 19-23 лет наличия классового чутья и этнического самосознания, частенько, преждевременно. Человек может еще просто не задумываться над такими серьезными вещами как развитие своего этноса, культуры и языка.

Чтобы это произошло в таком возрасте, необходимо, на мой взгляд, соответствующее воспитание в семье и школе.

Вот таковы самые простые, лежащие на поверхности, причины отсутствия у татар интереса к своим культуре и языку.

А что же что мы видим на данном этапе среди большинства татарской молодежи г. Москвы?

В лучшем случае человек помнит о своей этнической принадлежности, помнит из какой он деревни;), соблюдает некоторые религиозные мусульманские обряды, посещает татарские дискотеки и, изредка, татарские концерты, общается по Internetu с другими такими же бедолагами как он, и даже, возможно, ищет себе вторую половину среди татар.

Плохо это или хорошо?

Думаю, что все таки это не так плохо, как полный отказ от своего народа и как некая начальная ступень для дальнейшего гармоничного развития своей личности.

При этом необходимо помнить слова известного ученого этнолога Г.Г.Шпета, говорившего о том, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к его культурным ценностям и святыням.

Тащить человека насильно и приобщать его к чему-либо безнравственно и бесполезно, особенно, если он уже состоялся как личность, индивидуум.

Это должен быть сознательный выбор.

Конечно, было бы здорово, если бы татары, как и евреи, имели свое независимое демократическое государство и могли развивать свою культура и язык. Но все ли евреи хотят жить в Израиле и все ли татары захотят поехать в Татарстан, как призывает уважаемый М.Миначев?

В своей статье автор рекомендует общаться с людьми своей национальности и конечно он прав. Это полезно хотя бы для того, чтобы не забыть родной язык. Но, ведь многое зависит от того как будет организовано такое общение. Будет ли это интересный тематический вечер, как например, в клубе «Шарык» в Казани или просто посиделки молодежи в кафе или на дискотеке?

Проблема формирования этнической идентичности у человека разрешается каждым человеком по-разному, порою не может решиться однозначно всю его жизнь.

Я не буду глубоко затрагивать эту тему - скажу лишь одно – предложенная автором стратегия поддержания этнической идентичности, безусловно, имеет право на жизнь.

Но только в том случае, если Правительством Республики Татарстан будет оказана соответствующая материальная и методологическая помощь татарской диаспоре в части организации всевозможных культурных центров, теле-радиовещания на татарском языке по всему миру, создание Internet-порталов, пропагандирующих культурные ценности татар, всевозможные гранты и пр., пр.

Возможно, продуманная и профинансированная программа культурной поддержки татарской диаспоры поможет сохранить его наиболее пассионарную часть, но в идеале, на мой взгляд, только наличие своего независимого государства – Республики Татарстан, ассоциированого с Российской Федерацией, как Белоруссия позволит наиболее быстро и продуктивно остановить исчезновение татарского народа с карты мира. А ведь именно это ожидает нас, если только мы, как нас призывает М.Миначев, сообща не придумаем свою Татарскую национальную идею.

Сибгатуллин Айнур

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх