Музыка / Исполнители / Сестры Бековы
СЕМЕЙНОЕ ТРИО
"Накипбековы предстали перед нами, как чуткие выразительницы музыкальной темы, глубокой мысли и сострадания, обнаружив при этом исключительную проникновенность".
Классик Си-Ди (Великобритания)
Уютный зал музея Скрябина… Плавные, переливающиеся звуки сменяются быстрыми, яркими нотами… В воображении, как кадры фильма, сменяются разные картины… под марш – четкие ряды, стройные колонны, под вальс – яркие залы, нарядные дамы XIX века…
Но все по порядку.
25 января в мемориальном музее А. Н. Скрябина Фонд развития мусульманских народов ( председатель Гаяр Искандяров) организовал вечер классической музыки, проведению которого помогли спонсоры — компании «ЕВРОТОП» (Камиль Мухамеджанов) и «ЛИЛИ ЛАЙТ» (Сергей и Аделия Муслимовы).
Гостями вчера были сестры Накипбековы — фортепьянное трио, которые приехали из Лондона.
Гаяр Ахметович не раз организовывал для татарской молодежи подобные встречи, но на этот раз вечер выходил за узкие национальные рамки — он был на более высоком уровне - на уровне классической музыки. Главной задачей подобных вечеров Г. Искандяров видит в создании для татарской молодежи среды, которая позволила бы им, сохранив свою национальную культуру, влиться в культуру XXI века.
Сестры Накипбековы приехали в Москву на Рождественские чтения, которые состоялись в Государственном Кремлевском Дворце.
Некогда прославленные в Советском Союзе, сестры пользуются большим успехом и на Западе. Они участвовали во многих фестивалях, выступали в главных концертных залах Лондона, выезжали на гастроли в Бельгию, Францию и на Мальту.
Специально написанную для них Майклом Финнисси пьесу «Тихой ночью», сестры впервые исполнили в концертном зале Елизаветы в 1990 году. Для выступления на Челтнемском фестивале 1992 года Дэвид Хис написал фортепьянное трио «Горбачев».
Два года спустя Накипбековы играли в Шенбруннском дворце в Вене, и кроме того, дали 10 концертов в лондонском Конвэй-холле под общим названием «Шедевры камерной музыки»...
Австрия, Амстердам, Канада, Австралия, Дальний Восток, Ливан — вот неполный список стран, где выступало трио. Число приглашений растет лавинообразно.
А как же все начиналось?
В Караганде жила обычная семья, ни мать, ни отец к музыке никакого отношения не имели. Но у детей открылась необычайная тяга к музыке. Мать этих 3-х талантливых девушек никаких секретов в воспитании не видит. Она призналась, что никогда не заставляла детей заниматься музыкой... «Мое дело обеспечить морально, материально... если кто-то из них поленится, обещала - вот вам такое-то платье сошью, такое-то... А после концертов всегда в буфет ходили... Вот и вся моя помощь».
В детстве девочки не только пели, но и танцевали, рисовали. С шести лет начали ходить в музыкальную школу. Караганда десятилетиями служила местом ссылки инакомыслящих. Один из политических ссыльных, превосходный музыкант и преподаватель Роман Мазанов первым заметил незаурядную одаренность девочек. Он выбрал для них инструменты: скрипку — для старшей, Эльвиры, фортепьяно — для средней, Элеоноры, и виолончель — для младшей, Альфии.
Позже сестры продолжали музыкальное образование в Московской государственной консерватории: Эльвира - по классу скрипки у Игоря Безродного, Элеонора — по классу фортепьяно у Якова Зака и Михаила Межлумова, а Альфия - по классу виолончели у Мстислава Растроповича.
В эти годы сестры были не раз удостоены наград на различных международных конкурсах: Эльвира - на конкурсе имени Паганини в Генуе, Альфия на конкурсе имени Казальса в Будапеште. Все вместе они стали лауреатами конкурса фортепьянных трио в Белграде.
Однако, несмотря на многочисленные приглашения западных антрепренеров, зарубежные поездки сестрам не разрешали.
В 1981 году Альфия эмигрировала в Великобританию - трио распалось. И лишь с началом перестройки сестры смогли воссоединиться. В 1989 году Элеонора и Эльвира приехали в Лондон. К Рождеству трио уже выступало в лондонском культурном центре Саус-Бэнк. В программе были Рахманинов, Шостакович и Брамс. Публика приняла их дебют с величайшим воодушевлением.
1995 год в творческой судьбе сестер был особенно значительным. Весной, после большого перерыва, они вернулись в родной Казахстан, где им был оказан восторженный прием. Осенью того же года они выступили в Москве на фестивале «Московская осень» с «Тройным концертом», написанным специально для них российским композитором Сергеем Жуковым. Премьера в зале Чайковского увенчалась долгой овацией, слушатели аплодировали стоя.
Гастроли сестер Накипбековых в Москве стали традицией, к нам приезжают они каждый год. Ведь в России осталось много друзей: композитор Сергей Жуков, дирижер Понкин, композитор Сергей Бириков...
Особенно поддерживается связь с первой школой в Караганде. Корреспонденту нашей газеты Альфия рассказала, что они решили установить мемориальную доску в честь первого педагога Р. А. Мазанова.
Репертуар «Сестер Бековых» (так называется их трио) широк. Они исполняют не только произведения западных композиторов, но и многих русских.
Конечно, нам было интересно узнать, как они относятся к восточному стилю в музыке, знают ли татарских композиторов и родные языке (девушки родились в многонациональной семье: мать-татарка, отец-казах).
Музыку в восточном стиле трио исполняют с удовольствием, в их репертуар входят Рахманинов, Хачатурян... Хотелось бы им познакомиться и с творческим наследием татарских композиторов, но пока с татарскими музыкантами они не общаются. К сожалению, родным языком стал русский. Ни татарского, ни казахского они не знают.
Помимо обычного репертуара фортепьянных трио, исполняются сонаты для скрипки и фортепьяно, для виолончели и фортепьяно, а также сольные программы. А у Альфии в Лондоне своя группа. Плюс ко всему, они сами оранжируют для трио оркестровые и инструментальные произведения как русских, так и западных композиторов.
Нам были представлены аранжировки Прокофьева: вальс из оперы «Война и мир» и марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Трио находит в произведениях не только новые звучания и новые образы, но и использует элементы театра, как признались сами музыканты, театр им очень близок и интересен.
Поражает не только артистизм, профессионализм сестер, но и чуткость, понимание внутренних эмоций, согласованность коллектива, большую роль в этом, несомненно, играет кровное родство.
От исполнения сестер Накипбековых зрители были в восторге. Уходя, каждый понимал, что музыка, а тем более классическая, это гармония звуков и чувств, композитора и исполнителя, музыканта и зрителя, для которой не существует ни временных, ни пространственных границ.
Сестры Бековы это нам доказали.
Лилия ХАМЗИНА, фото автора
газета "НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ – ВАТАНДАШЛАР" (Москва) № 5(85) 11-17 февраля 2002г.
От редакции.
1. Хотелось бы также поблагодарить:
известного московского художника Шамиля АПАНАЕВА, подарившего сестрам картину своей работы,
известного писателя Мурата АДЖИ, подарившему девушкам свою ставшую бестселлером книгу "Кипчаки, огузы, средневековая история тюрков",
СУЛТАНИЮ-ханум из г.Балашиха, связавшей своими руками удивительные татарские шапочки (башлык), которые так здорово подошли сестрам и их маме,
а также многих наших земляков, внесших свой вклад в это общее дело.
2. Мемориальная доска в честь первого Учителя, о которой идет речь в статье, была установлена в карагандинской школе в 14 июня 2001 года.
3. Сообщаем адрес английского сайта, на котором вы сможете узнать подробнее о сестрах Бековых http://www.niceandeasy.co.uk/cellorhythmics
4. См. также фото на нашем сайте : "Семейный фотоальбом" - "Благотворительный концерт семейного трио Бековых в музее Скрябина (25 января 2002 года)"
|