Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla





Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Культура, языки, традиции

Индус

Индус Тагиров,
академик АН РТ

А ЧТО ВПЕРЕДИ?

Или как оценить запрет татарам на введение латинского алфавита, сдачу ЕГЭ на родном языке и другие антиконституционные законы, систематически штампуемые Думой.

Примечательны следующие слова господина Зорина: «Все народы сохранились, и нас объединяет общая история, общие ценности - справедливость, правда, равенство в многообразии. То есть равны все этносы, все народы, все нации. Есть даже такое выражение - Россия - нация наций». Как гладко звучит все это, можно позавидовать.

Во-первых, в этой стране сохранились не все народы и даже сегодня есть народы, на языке которых общается, как это было отмечено на «круглом столе», состоявшемся в июне 2018 года в Москве, от 20 до 25 человек, т.е. они находятся на стадии вымирания.

Во-вторых, у народов, кроме общей истории, т.е. времени их пребывания под властью России, есть своя история, включающая столетия самостоятельного развития и периоды их борьбы за свободу и независимость. Народы не объединяют история их насильственного завоевания, бесконечные преследования на религиозной основе, притеснений их языков и традиций. Потому негоже сваливать все в одну кучу и выдавать ее в качестве общего объединяющего их достояния.

Понятие правды также нельзя использовать безотносительно, как это делает Зорин. Ибо обозначение ее как истины - это одно, и совсем другое - оценка этой истины.

Такой неоспоримой истиной является падение Казани в октябре 1552 года. В русской оценке - это триумф, а в татарской оценке - это трагедия. Привожу один эпизод, характеризующий эту противоречащую друг другу оценку. 2 октября' 1889 года у миссионера Е. Малова состоялся разговор с Гирей Ахмеровым и Лутфуллой. Вот как описано это событие в дневнике Малова: «Что, ныне праздник у вас? - спросили они меня. - Да, сегодня Казанский праздник; вы его должны бы знать. Мои знакомые притворились не знающими казанского праздника и переспросили снова:

- Какой же именно сегодня праздник?

- Ныне вспоминается взятие Казани русскими.

- А! Так это ваш праздник, а не татарский; вот если бы татары взяли Казань от русских, тогда наш был бы праздник.

- Я и не говорил вам, что сегодня татарский праздник; я сказал, что сегодня Казанский праздник. Если вы хотите считать себя казанцами, то этот праздник должен быть вашим, а если вы считаете себя жителями Константинополя (Стамбула), тогда, конечно, Казанский праздник не будет вашим праздником.»

Этот, казалось бы, единичный факт передает пропасть между двумя оценками одного и того же события. Это факт столкновения двух непримиримых правд. А таких фактов более чем достаточно.

Нет общей правды у народов и в оценке современных событий. Нынешний языковой конфликт - неоспоримое тому доказательство. В оценке определен-ных кругов, в том числе и влиятельных правительственных чиновников, единственным государственным языком в стране должен быть русский язык. Он должен быть и языком обязательного преподавания в учебных заведениях, тогда как преподавание нерусских языков - дело добровольное. Это правда чиновничья и известной части российской элиты.

А правда нерусских народов заключается в обязательности преподавания их языков во всех учебных заведениях.

Общей же объединяющей правдой для всех народов может быть только гарантированное законами и реальной государственной политикой равноправие их языков. И только реализация этой правды может стать истиной. А ее нет.

Потому нет необходимости, как это делает господин Зорин, говорить и о каком- то «равенстве в многообразии». Ибо многообразие как раз и предполагает отсутствие равенства. Нет в России равенства языков, как нет и равенства религий. Не случайно в докладе Консультативного комитета рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы выражена обеспокоенность «растущим доминированием русского языка» при «одновременном отсутствии эффективных мер по поддержке языков национальных меньшинств» и обращено внимание на то, что в Стратегии государственной национальной политики сделан акцент не на развитии, а на сохранении языков народов России.

В нынешней России православие, в отличие от других религий, возведено до уровня государственной религии. Ни одно большое мероприятие в стране не происходит без благословения патриарха Кирилла. Одним из показателей места РПЦ является разрешение выдавать российские паспорта украинцам, верным патриарху Кириллу. Тогда как многие бывшие граждане СССР годами безуспешно борются за овладение российским паспортом. Показательно в этом отношении присуждение Кириллу звания почетного профессора РАН. Не удивительно, если все это завершится, как этого добивается Кирилл, конституционным закреплением РПЦ в качестве государственной религии.

Однако в истории закреплен следующий факт, относящийся' к февралю 1917 года. «Члены Синода выразили искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни православной церкви». Говорили о больших перспективах российской церкви после того как «революция дала нам (РПЦ) свободу от цезарепапизма», т.е. зависимости церкви от монарха. Тогда же из зала заседаний Синода было вынесено царское кресло. Вынесли его с участием обер-прокурора и митрополита Владимирского и сдали в музей. Не собираются ли ныне вернуть его в старое место?

Не знаю, кем и когда выдумано такое абсурдное понятие как «Россия - нация наций». Это абсолютная чушь. Ибо Россия - это не нация, а многонациональная страна. И она не может выставляться как некое наднациональное понятие. И не надо, как это пытается делать внук Молотова Никонов, переиначить точ-но и четко написанные в Конституции России слова «многонациональный народ Российской Федерации». Это не что иное, как филологические шедевры, вплетенные в политику.

Впрочем, если мы хотим обеспечения целостности России и ее процветания, должны заниматься не сглаживанием истории и современных реалий, а, как говорил Козьма Прутков, обязаны «зреть в корень». С тем, чтобы выявлялись причинно-следственные связи исторических событий российской истории от Рюриковичей и Романовых до Путина

История не завершилась, она продолжается. Новый 2022 год скоро начинается. Каким он будет и что ждет нас впереди? Ответ на этот вопрос остается открытым. Его, когда для этого придет время, даст сама история

Источник: "ЗП" №32 (1046)

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх