Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татарского этноса

Какой быть татарской общине Москвы...
(Приглашение к разговору)

С самого рождения, более сорока лет живу в перво­престольной. Ре­альность бередит ду­шу - растворяется наш народ: все реже хо­дим в гости, меньше общаемся, да и шумных та­тарских свадеб заметно поубавилось. Плохо стало жить, — скажете вы. Но свежи в памяти трудные 50-е годы, когда частенько в тесных подвалах Дорго­милова или на Трубной по всей длине убогого жилища, как по вол­шебству, распахивались бе­лые крылья щедрых столов, лилась родная речь, а с нею зву­чали одна за дру­гой щемящие душу песни...

С годaми все больше ветвей засыхает на древе моего рода. Это видно из судеб прямых на­следников наших с женой дедов по отцовской и материнской линиям. Довоенное поколение боль­шей частью родилось, провело детство в нижгар­ских и пен­зенских аулах. В 30-е годы оно было вы­нуждено покинуть родные края. Пришли нужда и лишения. Много добавили горя с тех пор неждан­ные напасти, обрушившиеся на мужчин: одного казнили в 37-м, другого до 53-го таскали по тюрьмам, шестерых унесла война, шестерым круто поло­мала жизнь водка... Теперь вся ближняя родня — одни москвичи да питерцы. Среди всеобщего давления иной культуры наш этнос продолжают, увы, лишь не­ смешанные, татар­ские семьи. Но и в них дети, по сравнению с ро­ди­телями, имеют все меньший запас на­цио­нальной устойчи­вости из-за дефицита этнического общения. В целом по семьям по­лучи­лась довольно ти­пичная для корен­ных москви­чей динамика ре­гресса. Вдумайтесь: только каж­дому чет­вертому моего возраста удалось создать та­тарскую семью, а из трех образованных татарами семей — две уже не та­тарские!

Поколения, родившиеся в советское время Всего, чел Несмешанные браки Смешанные браки
Семей * Детей Семей * Детей
1919 — 1940 г.г. 23 15,5 28 2,5 4
1945 — 1965 г.г. 29 6 8 11,5 18
с 1965 г. 27 ? ? 1 ?

* - развод и новый брак при­няты за 0,5.

Что же противостоит горькой статистике? В Москве наиболее массо­вым источником жи­вой на­род­ной культуры являются та­тарские концерты и спектакли. Уровень большинства наскоро слеп­ленных “шоу” преиму­щественно ударяет по ушам и карманам зрителей, оставляя нетронутой душу. Спек­такли чаще по­се­щают люди постарше, т.к. молодежь слабо понимает сценическую казанскую речь. С конца 80-х в се­мь­­­­­ях стали появляться национальные книги и газеты, которые большинство в состоянии читать только на рус­ском. Общественные организации на ран­нем этапе про­явили себя небы­валыми массо­выми празд­нества­ми, воскресными шко­лами, много­людными со­бра­ниями, вовлекая под свои знамена новых соратников. Но по­степенно их число перевалило за де­сяток. Все больше энергии энтузиа­стов стало бездарно растрачи­ваться на внут­ренние разборки, борьбу за мнимое ли­дер­ство. Да и без того жизнь стала непростой. Мно­гие затем начали отходить от активной деятельности. Сегодняшние общества, стараясь в меру своих скро­м­ных возможно­стей, постепенно превращаются в клубы по интересам и спе­циализиру­ются в отдельных областях. Их влияние рас­простра­няется на довольно уз­кую прослойку та­тар, задолго опреде­лившую свое жизнен­ное кредо. Раздоры выгодны власть имущим, ибо к ним никто не может предъ­явить серьезных требова­ний. Они на руку и тем, кто поиг­рывает именем на­рода. Попытки объ­единения всех организаций не дают ощути­мых ре­зуль­татов, так как пока не найдены стимулы для общей за­ин­тересованности друг в друге. Та­ким образом, всесторонне решением проблем жизни московских татар никто се­рь­ез­но не за­нимается. Но можем ли мы уютно чувст­вовать себя в помойке “прогресса”, спо­кой­но созер­цать надвигающуюся катастрофу? Неужели нашим детям уготовлена судьба манкуртов? Давайте призаду­маемся.

Сейчас уже нельзя уповать на режим. Со скрежетом, но продвигаются демо­кра­тические перемены. Мы можем свободно излагать свои мысли и объеди­няться, а главное - открыто действовать! Да, чиновники пока не на на­шей стороне, но кто мешал нам избирать достойных? Подлинная демократия - не анар­хия, а строгая система, предусматривающая как широ­кую инициа­тиву, так и полную ответ­ствен­ность, требующая упорного и кропот­ливого труда для получения благ. Сегодня, основной тормоз - наше самосознание, наша пассивность! Как без взрывов и потрясений вселить в души многих гордость и уважение к самим себе?

Здесь, видимо, нужны иные подходы, со­единяющие все здо­ровые силы общины. Возникает необ­ходимость создания принци­пи­ально новой формы самоорганиза­ции, которую условно назовем ТАТАР­СКАЯ ОБЩИНА МОСКВЫ (ТОМ). Она, без всяких намеков на национальную исключитель­ность, могла бы созида­тельно работать над вопросами сохранения в сто­лице этноса в целом, оставив за скобками то, что сей­час является сутью внутренних противоречий, как-то: вопросы булгаризации, ислама, отноше­ния к Татарстану и прочее. Причем, не только не допуская запретов на идеи и мысли, а, наоборот, всячески способствуя их гласности и приведению к цивилизованным рамкам. Не разделяться и не претен­довать на абсолютную истину - в точности соответствует и Священному Корану! Членами ТОМ могли бы стать все мос­ковские татары, независимо от убеж­де­ний и при­вязанностей, желающие одного - не дать пропасть сво­им духов­ным цен­ностям. Право­мочность такого объединения представлять татар Москвы - бес­спорна. При этом су­ществующие общества приобретают бо­лее значимую роль, а вместе с ними - пока немного­числен­ные истинные подвижники, гордость и двигатель нации. В то же время со­единяющий всех центр должен быть мощным и сильным - только это может гарантировать жизнеспособность начинания.

Ориентация на охват крупной группы населения предполагает заложить в основу струк­туры ТОМ мо­дель, аналогичную государственной, а еще точнее - типа Парламентской Республики. Граждане (члены общины) через своих пред­ставите­лей на Конференции (Колле­гии вы­бор­щиков) избирают парла­мент (Совет общины). На внут­риобщинных выбо­рах общест­вен­ные организации вы­полняют роль избирательных блоков или пар­тий, имеющих исключи­тельное пра­во выдвижения кандида­тур. Парламент создает аппарат и ко­мис­­сии - аналоги общегосударственных испол­нительных органов. Глава общины может изби­раться на Кон­фе­ренции (но будет лучше, если из-за все­общей неосведомленности его первона­чально выдви­нет Совет). Глава курирует законо­датель­ную власть, то есть руково­дит пар­ламентом. Необхо­дим пост премь­ер-министра - руко­водителя исполни­тельной власти, подотчетного Совету. И так далее... Ответ­ствен­ными по выполнению круп­ных программ общины явля­ются те же общественные организации в соот­ветствии со сложившейся специализа­цией. В но­вых условиях общества приобретут макси­мально высокий статус, так как для реа­лизации тех же задач они могут действовать от имени общины и ис­пользовать несравнимо боль­­­шие (общинные) ресур­сы! Кроме того, естественное стремление иметь большее влияние в общине, будет автоматически стимулировать их работу с людьми.

Такая структура позволяет рассчитывать на формирование основательного бюджета. Он скла­ды­вается из налогов законопослушных граждан - ежегодных членских взно­сов. Их уровень может быть не высоким, но вполне достаточным для того, чтобы обеспечить отно­ситель­ную не­за­висимость общины от крупных вкладчиков, т.е. позволять взаимодействовать с рядовыми чле­нами: учет, систе­матическое ин­фор­­ми­рование, небольшое льготное обеспечение, проведе­ние собраний и т.п. По предваритель­ным оценкам взнос не превысит 10 тыс. руб­лей в год (или рубль по-старому). Основная доля бюджета долж­на попол­няться за счет производ­ственно-ком­мер­ческой деятельности. Именно мас­штабное общее дело, спо­собное на­кормить ты­сячи людей и требующее постоянного общения, может объ­единить вокруг се­­бя всю общину, сде­лать нашу культуру жизненно необходи­мой. Сферы разнообразны. По большому сче­ту - это необъят­ная московская торговля. Она во многом брошена на откуп трудно кон­тро­ли­руемым про­винциалам, накру­чивающим высокие цены за счет своих дополнитель­ных затрат, завозящим по­рой нар­котики и крими­нал, создающим массу социальных проблем. Также по всем статьям вы­годно создание при­­ня­того миро­вой прак­ти­кой объ­единения в виде акцио­нерного по­требитель­ского общества - сама об­щина нуждается во мно­гих массовых продук­тах и товарах. И так далее... Москва, таким образом, сможет закрыть часть острейших городских вопросов. Появляется перспектива другого уровня сотрудничества с властями, что помо­жет бескровно получить многое из того, что нам требуется. В их числе немалые госу­дар­ственные субсидии, на кото­рые мы законно претендуем, как нало­гоплательщики.

Естественно, община не в состоянии жить самоизолированно. Помимо материальных у нас много культур­ных, правовых и иных волнующих тем, имеющих цивилизованные решения в рамках су­ществую­щих возможностей. Мы не должны оставаться в стороне от выборов в ор­ганы го­су­дарственной власти. При целеустремленной работе тут есть неплохие шансы. В стране родилось множе­ство об­ще­ствен­ных и государственных институтов, где из-за слабого участия нами пока теряются дополнительные рычаги влия­ния на политику госу­дарства и города. Под ногами - “клондайк” неиспользо­ванных пер­спектив сотруд­ничества с Та­тарста­ном и Башкор­тоста­ном, дру­гими регио­нами России, а также международ­ных контактов, осо­бенно с тюрко-мусульман­скими народами и всемирной татарской диаспорой.

Нет особых сложностей в регистрации такой организации. Сначала по причине нефиксированного членства в обществах Со­вет может быть сформирован путем равного предста­вительства. Не ранее, чем через год, после на­копления доста­точного числа членов и средств, мож­но говорить о созыве Конференции. Су­ществует проблема начальной выживаемости. Без штатных работников, поме­щения и тех­ники браться за дело не имеет смысла. Поэтому, помимо доброй воли, тре­буется в год не менее 50 млн.рублей. Справедливости ради заметим, что возможна другая объединительная форма в виде ассоциации общественных организаций. Но все-таки, при всей положительности такого шага, по пере­численным выше соображениям он может оказаться малоэффективным.

Вот, и облегчил душу. Теперь слово за вами, кардэшлэр! Салям алейкум - мир Вам!

Гаяр Искандяров,
03.11.95

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх