Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla





Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Общество

Культура, языки, традиции

М.А. МубаракшинаМ.А. Мубаракшина

«Князь Игорь» как зеркало российской истории

В студенческие годы мы, студенты Казанского университета, посещая спектакли Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, знакомились с творчеством многих композиторов, в частности, с оперой А.П. Бородина «Князь Игорь». Нам казалось, что мы знаем содержание оперы, что это были времена возникновения Киевской Руси, что здесь будут и Олег, и Ольга, и, конечно, Игорь. Сразу вспоминается из школьной истории как Ольга наказала древлян за убийство Олега. Нам казалось, что будут здесь и другие герои: Аскольд и Дир, княжившие в Киеве. Но они были не из рода Рюрика, их можно было и убить, что и сделал Олег. Вскоре Олег начал покорять славянские племена северян, радимичей. Он объединил Новгород и Киев — важнейшие центры по великому водному пути «из варяг в греки». Благодаря этому появилась возможность подчинить его власти восточнославянские земли.

Таковы были наши познания об этом времени. Оказалось, совсем другое! Это было время князя Игоря, но совсем другого Игоря. Это был Князь Игорь Новгород-Северский. В качестве сюжета оперы был взят памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Содержание повести пришлось по душе А.П. Бородину. Неоценимую помощь композитору оказывал В.В.Стасов — крупнейший знаток русской истории и древней литературы. Чтобы глубже проникнуться духом старины, сам композитор побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические источники: летописи, исследования о половцах, музыку их потомков, былины, песни, старинные повести «Задонщина», «Мамаево побоище». Что же интересует нас в опере? Нас интересует не то, что она писалась очень долго — ведь Бородин был ученым химиком, неутомимым научным и общественным деятелем — и не то, что после его смерти композитор А.К. Глазунов восстановил увертюру, а А.Н. Римский-Корсаков инструментировал большую часть оперы, и даже не то, что премьера оперы прошла с большим успехом на сцене Мариинского театра — эта опера привлекает наше внимание потому, что она не только о князе Игоре, но и о наших предках — о половцах, о хане Кончаке, его дочери Кончаковне, о половецких девушках, половецких сторожевых.

Действие оперы начинается в Путивле, где князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя. Внезапно мрак, начинается солнечное затмение — недоброе предзнаменование. Народ и бояре отговаривают князя Игоря, и Ярославна умоляет князя остаться. Игорь непреклонен. Он ведет дружину на битву с половцами. Брат Ярославны, князь Галицкий, пользуясь отъездом Игоря, бражничает вместе с челядью, бесчинствует, притесняет девушек, даже княгиня не в силах справиться с братом. Приносят недобрую весть6 в неравном бою поленга почти вся рать. Игорь ранен, попал в плен вместе с сыном. В следующем акте девушки-половчанки развлекают дочь хана кончака реснями и плясками. Грусть красавицы развеяло лишь свидание с княжичем. А Игорь в тяжком раздумье. Он мечтает вырваться из плена. Овлур предлагает князю побег, но непристойно князю бежать тайно. Хан Кончак принимает Игоря как почетного гостя: он готов отпустить князя, если тот даст слово не воевать с половцами. Игоря, Кончак велит половецкими плясками рассеять мрачные думы князя. Контрастно чередуются плавный женский танец и необузданная мужская пляска. В разгар всеобщего веселья возвращаются ханские войска. Узнав о беде, постигшей Путивль, Игорь решается на побег. Кончаковна умоляет сына князя Игоря Владимира не покидать ее. Игорю удается бежать. Владимира задерживают. Половцы требуют его смерти. Но Кончак объявляет княжича зятем. В эпилоге Ярославна горько плачет в Путивле, обращаясь к солнцу, ветру, Днепру с мольбой вернуть мужа. В отдалении показываются всадники — это Игорь, сопровождаемый Овлуром, вернулся из плена.

Опера завершилась. Мы вышли из театра ошеломленные музыкой, где щедрый дар композитора питался как русской народной песней, так и восточными мотивами. Приходится только удивляться и поражаться тому, как русский композитор сумел с любовью написать не только о русских, но и об их соседях — половцах.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх