Политика, экономика, бизнес
Джамиля Искандярова, председатель МТСС
Менеджмент в исламских банках. Египетский банк Фейсаля
Предпосылки образования
Можно считать исторически парадоксальным тот факт, что на мысль об организации исламской финансовой структуры египетского экономиста натолкнула работа американского автора, утверждавшего со ссылкой на американский опыт, что сберегательные учреждения, в рамках которых объединяются люди, спаянные единой верой, ощущением необходимости и надеждой на лучшее будущее, добиваются существенного успеха и могут рассчитывать на длительное сосуществование.
Не следует считать чем-то привнесенным в экономическую ткань Арабского Востока и исламские экономические институты. По мере расширения зоны арабских завоеваний и распространения Ислама уже в средние века значительная часть территорий была втянута в систему хозяйственной деятельности, многие стороны которой регулировались шариатской практикой. Экономическое пространство арабского мира на протяжении столетий отличалось существенной спецификой фигурировавших в нем институтов и учреждений. Оно, конечно же не могло не испытывать и сильного европейского влияния в силу интенсивных связей и тесного общения христианской и мусульманской цивилизаций.
Принципы исламского хозяйственного права носят универсальный характер. Они включают и организацию производства, и сферу обращения, и области функционирования капитала. Практика долевого участия, партнерства, кооперации для решения хозяйственных задач издавна известна в арабском мире и применяется поныне.
Сфера торговли, особо поощряемая исламом, всегда имела высокие показатели развития. Формы ее были совершенны и регулировались целым кодексом установлений в кораническом духе. Все операции подчинялись жестким требованиям и опирались на необходимый набор задач, как-то: кредит, заклад, залог, учет векселей, аренда и т.п., что может рассматриваться как доказательство достаточно высокой степени развития инструмента кредитно-финансовых отношений, в частности.
Тем не менее в арабской экономике предшествовавшего периода, когда исламские учреждения стали возрождаться в их новом виде, видимо, имелись факторы, сделавшие это явление общественно необходимым.
Основание
Первое возникновение.
Египетский опыт шестидесятых годов и ранее также указывал на то, что коммерческие банки, а равно и государственные финансовые учреждения оказались неспособными охватить регулярным обслуживанием бедные сельские местности и создавать там сети вкладчиков. Соответствующие исследования показали, что до 85% семей в указанном местечке на Ниле могли бы состоять членами сберкассы. Однако число этих последних во всем Египте было всего 11, что уж точно крайне недостаточно для такой страны. И также, по имеющимся сведениям, только 4% населения обычно пользовалось услугами коммерческих банков до появления сберегательных учреждений, которые стимулировали интерес к накоплениям у значительно большего числа граждан.
Подобное обстоятельство стало ключевым для упомянутого египетского зачинателя системы исламского финансирования, который нашел незанятую нишу, где могли бы разместиться кредитные институты, способные оказывать услуги, характер которых был понятен малограмотному населению долины Нила, объединенному по общему религиозному признаку и материальному статусу.
Сберкасса в Майит Гумр, открывшаяся в 1963г., стала первой структурой подобного рода, которая в рамках набиравшей в то время силу социалистической фразеологии и попыток реализовать социалистические идеалы справедливости в египетском обществе приступила к практическим действиям, связанным с операциями по сбережению и накоплению средств физических лиц, а также инвестированию определенной доли накопленных ресурсов на условиях, которые исключали принцип ростовщичества, не взимал процентов по денежным о операциям, но принимал участие в прибыли от проведенного с помощью этого исламского учреждения сделок.
Появившаяся на финансовом пространстве Египта новая структура вела операции с любыми вкладами, какими мизерными они не были, в отличие от сложившихся к тому времени коммерческих банках, предпочитавших строить операции исключительно на базе крупных частных накоплений.
Философия, на которую опиралась возникшая исламская структура – совокупность средств мелких вкладчиков способна образовать капитал, который может быть использован на цели, соответствующие интересам, преследуемым исламской структурой, сумевшей мобилизовать подобные накопления. Доходы – на инвестирование и на оказание помощи рядовым гражданам, а также в качестве вознаграждения вкладчикам за сотрудничество со структурой в использовании консолидированных ею за счет финансовых средств.
В период, когда идея исламских банков стала обретать популярность в среде населения, она столкнулась с сильным противодействием со стороны государства и политического руководства Египта, которые стали опасаться усиления позиций исламских финансовых институтов, усмотрев в них серьезную политическую и экономическую угрозу сложившейся банковской практике. В связи с этим основатель исламского направления в банковской сфере Ахмад ан-Наггар был уведомлен о необходимости соизмерять деятельность их структур с интересами государства и слить их с действующими банковскими учреждениями госсектора. После отказа, он был отстранен от руководства исламскими банками, которые накануне в 1967г. были переданы в ведение Центрального и Народного банков и Государственной страховой компании под предлогом оказания им поддержки в соответствии с принятыми стандартами банковского дела.
Основатель системы финансирования вынужден был эмигрировать в Судан. В 1969г. он переехал в Саудовскую Аравию, где продолжал заниматься проблемами исламской экономики. Немало способствовал тому, что королевство уже в скором времени могло превратиться в мировой центр исламского банковского дела. Став его общепризнанным лидером и авторитетным зачинателем новшеств.
1971г. – президент А.Садат предложил А. Ан-Наггару подготовить проект Общественного (социального) банка (позднее Общественный банк Наср). А также было поручено разработать предложения по созданию Исламского банка развития. В 1972г. этот проект был утвержден и принят к исполнению Саудовской Аравией в Джидде.
Возрождение Исламского банкового дела совпало со всемирно известным празднованием начала 15-ого столетия по Хиджре (мусульманскому календарю (Hijra)). В то же самое время финансовые возможности мусульман особенно в странах – поставщиках нефти, получили поддержку в связи с увеличением цен на нефть. Эти события показали, что надо бороться за такую модель развития в соответствии с этикой и основными принципами Ислама.
1973год. Из-за многократного повышения цен на нефть валютные резервы стран Ближнего Востока увеличились в среднем в 5 раз. В тот момент существовали объективные ограничители для их утилизации в рамках сложившихся в тех странах экономических структур. И в силу этих ограниченных возможностей производительного использования накопленных ресурсов внутри собственных такие государства как Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и др. превратились в экспортеров денежного капитала, образовав новый тип стран-рантье. Оседая в европейских и американских банках, «исламские деньги» способствовали дальнейшему укреплению и еще более стремительному росту стран-заемщиков.
Однако кризис международной валютной системы, обесценение ряда валют и ценных бумаг, возникновение острой потребности в денежном капитале внутри национального хозяйства, побудило страны Ближнего Востока и Северной Африки искать новые возможности использования своих накоплений. При этом они переводят их в собственное хозяйство и хозяйство развивающихся стран или в зарубежные промышленные предприятия.
Особую роль в более быстром и удачном завершении подобной перестройки играют исламские банки, которые уже успели занять главные позиции дома и постепенно завоевывают мировую банковскую систему. Этому процессу в большей степени способствует мировое возрождение Ислама, его идей и принципов, в т.ч. идей исламизации экономики, различных ее секторов и институтов.
Было признано целесообразным создавать исламские банки по инициативе физических лиц. В числе первых из этой категории банков были Египетский исламский банк Фейсаля, Исламский банк Фейсаля (Кипр), Исламский банк Дубая, Кувейтский финансовый дом (Бейт аль-мал аль-ислямий) и некоторые другие.
Интересен и тот факт, что первый исламский банк Египта был создан при участии германского капитала. Национализация иностранных банков после египетской революции и перевод их в разряд государственных практически закрыли пути для официального проникновения инонационального капитала в Египет. Выбор же определялся личными связями основателя банка. Египетское правительство опасности тут не находило.
Состояние исламского банкового дела
Когда концепция Исламского банкового дела с его этическими нормами начала распространяться, финансовые круги всего мира считали это утопией. Жившие веками в капитализме, какая этика может иметь отношение к финансам?
Взгляды постепенно менялись, существующие коммерческие банки начали беспокоиться, что люди потянулись в исламские структуры.
Создалось магнитное сопротивление для передачи средств банкам и банковским учреждениям, которые инвестируют в компании, занятые в неэтичных и социально вредных операциях. Находящаяся на стадии становления Исламская банковская сцена преуспевает в достижении безусловного акцепта.
Сегодня, Исламское банковое дело, по оценкам специалистов, управляет средствами равными примерно US$100 млрд. Их клиенты – не только Мусульманские страны, но также Европа, США и Дальний Восток.
Исламские банкиры, сохраняя темп с учетом современных методами и последних достижений, развивают инвестиционные инструменты, которые не только выгодны, но также этически пригодны.
Сегодня всемирно известно более чем 150 Исламских банковских учреждений в странах:
Албания, Алжир, Австралия, Багамы, Бахрейн, Бангладеш, Бруней, Канада, Кипр, Египет, Франция, Гамбия, Германия, Гвинея, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Италия, Берег Слоновой Кости - Кот-д\`Ивуар, Иордания, Казахстан, Кувейт, Ливан, Люксембург, Малайзия, Мавритания, Марокко, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Оман, Пакистан, Палестина, Филиппины, Катар, Россия, Саудовская Аравия, Сенегал, Южная Африка, Шри-Ланка, Судан, Швейцария, Тунис, Турция, Тринидад и Тобаго, Объединенные Арабские Эмираты (Абу Даби, Дубайи, Шарджа), Великобритания, Соединенные штаты, Йемен. И это не полный список, поскольку Исламские банковские учреждения создаются и создаются. Интерес, вызванный к Исламским финансовым инструментам, также привлекает обычные банки, в т.ч. и на Западе, активно участвовать в Исламской банковской системе.
Формы деятельности
К концептуальным положениям Ислама, соблюдение которых обязательно для мусульман, вовлеченных в любые отрасли экономических занятий, относится строжайшее запрещение «риба», или ссудного процента, которое трактуется в исламе как абсолютно неприемлемый род деятельности, противоречащий всей своей сущностью идее социальной и нравственной справедливости.
Другой постулат, определяющий содержание любой производительной деятельности в исламе, неразрывно связан с необходимостью проведения благотворительных действий, наиболее общим выражением которых является выплата и сбор закята – налога в пользу бедных и неимущих. В исламских банках существенная доля их работы связана с операциями по учету закята, распределением полученных по нему сумм, обращением прибыли от него в пользу соответствующих категорий населения, содержание учреждений воспомоществования и т.п.
Весьма важный момент также регламентирующий допустимые пределы деятельности для исламских банков связан с необходимостью соблюдения запрета на ведение операций, которые могут расцениваться как противоречащие интересам, здоровью граждан или ущемляющие их достоинства.
Эти требования – краеугольный камень, образующий базис работы исламских банков, они обладают равной силой и значимостью.
Одним из наиболее доступных путей получения прибыли в мировой кредитной практике являются, финансовые операции. Сопряженные с получением процентов, которые и образуют прибыль финансовых учреждений. Между тем, в исламе этот источник извлечения дохода за счет оборота финансовых средств под проценты перекрыт, в связи с чем исламские банки опираются на другие, более сложные механизмы для получения прибыли.
***********
По данным института изучения исламских структур, Лондон, 2000г.
Основной принцип Исламского банкового дела – запрещение (Riba) ростовщичества или взимания ссудного процента:
В то время как основатель Исламского банкового дела объявил закона riba, затрагивающего не только концепцию ростовщичества, но также и ссудного процента и являющегося основным принципом в работе структуры, редко использовался вне Исламского мира. Большинство этих принципов основано на простой этике и здравом смысле, формирующих основу многих религий, включая Ислам.
Универсальная природа этих принципов присутствует и в немусульманской литературе. Запрет ростовщичества упоминается Старом и Новом Заветах.
Хотя западные средства информации часто предполагают, что Исламское банковое дело в его существующей форме – явление недавнее, то фактически, начало можно положить аж в 7 век («Исламские Финансы»: Публикация Евроденьги, 1997)
Очевидно, что исламские финансы были, преимущественно в Мусульманском мире, и в средние века, способствуя торговым и деловым контактам. В Испании, Средиземноморье и Балтийских штатах, исламские торговцы были важными посредниками в торговых сделках. Тогда напрашивается вывод, что часть принципов, методов и инструментов управления исламскими финансами были позже приняты Европейскими финансистами и бизнесменами.
***********
По мусульманским понятиям, прибыль законна, если она является средством личного вклада коммерсанта в дело в виде капитала, труда и опыта. А накопленное богатство, как совокупность аккумулированной прибыли, образовавшееся по результатам затраченных усилий на преодоление трудностей и рисков в процессе производительной работы, пользуется в Исламе общественным признанием.
МУШАРАКА
Рассматривается как наиболее отвечающая законам шариата и соответствующая природе и характеру деятельности исламских банков. При мушараке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием определенного процента, но участвует в полученной прибыли.
Распределение прибыли:
- определенная часть выделяется партнеру в оплате за его труд, управленческий опыт или иное участие в сделке или проекте.
- оставшаяся часть распределяется между партнером и банком, предоставившим финансирование в соотношении, пропорциональном вкладу каждого участника в совокупные расходы по проекту.
При убытках потери распределяются пропорционально участию в финансировании.
Банк – реальный участник всех этапов операции и ее результатов.
Партнерами могут быть:
- компании на базе собственности, возникшей в силу непредвиденных обстоятельств, например, наследования, созданные на основе свободного выбора, добровольно в тех случаях. Когда в деле участвует собственность, образовавшаяся в результате дара или установления опеки.
- компании на договорной основе, возникшие при заключении соглашения о партнерстве между двумя и более лицами в учреждении денежного капитала и участии в прибылях от него, либо только в прибыли без задействования капитала,
- основанные на труде, когда два и более производителей выбирают какой-либо род деятельности и совместными силами осуществляют работу, распределяя прибыль между собой в соответствии с оговоренными условиями,
- основанные на доверии, когда двое и более лиц, не имеющих финансовых средств, но пользующиеся авторитетом и доверием у окружающих, договариваются о приобретении товара на условиях консигнации, а полученную прибыль делят между собой,
- основанные на денежных средствах, когда двое и более лиц договариваются о сборе денег вскладчину и употреблении их в дело с тем, чтобы каждый из партнеров получил обусловленную долю.
Сделки по типу мушарака предполагают определенные условия финансирования, зависящие от того, что являют собой договаривающиеся стороны, от состояния капитала, характера распределения, порядка исполнения проекта. В первую очередь обуславливается, что каждый партнер обладает одновременно двумя функциями – доверяющего и доверенного лица. Но если одна из сторон представлена мусульманином, то на него возлагается контроль за тем, кто таковым не является.
В системе мушарака капитал должен представляться обеими сторонами. При этом равенство вложенных средств не обуславливается. Не возбраняется и консолидация денег партнеров в единый капитал.
Договор об образовании по типу мушарака расторгается по желанию одного из партнеров, то же происходит при смерти одного из партнеров, банкротстве, гибели имущества:
- в зависимости от характера используемого капитала, мушарака может иметь текущий характер, т.е. иметь целью краткосрочный инвестиционный проект.
- в зависимости от сроков финансирования мушарака может быть перманентной или временной.
- в зависимости от размера привлекаемых банком средств и их распределения во времени мушарака может быть пролонгированной или регрессирующей (убывающей).
- в зависимости от целей сферы финансирования, мушарака может распространяться на импортные и экспортный сделки, включать подрядные работы, операции на потребительском рынке, реализовываться в других разнообразных формах.
МУДАРАБА (кырад)
Эта форма отношений воплощает в себе один из главных мусульманских хозяйственных принципов, предполагающий заключение договора между владельцем денег, предоставляющим свой капитал для инициирования той или иной хозяйственной деятельности, и лицом, которое выступает в качестве непосредственного производителя работ, т.е. осваивает капиталовложения.
Такие сделки, с точки зрения шариата, – законное средство для превращения финансов в факторы производства путем объединения возможностей разных субъектов хозяйственной деятельности.
По существу, мудараба – договор о соучастии в прибылях между владельцем капитала и носителем труда.
Мудараба оперирует тремя категориями – капитал, прибыль, труд. В рамках договора имеются четко разделенные функции партнеров:
- владелец капитала ограничивается только его предоставлением и не принимает участия в производственной деятельности, создает благоприятные условия для производства, нормальный доступ к денежным средствам, может направлять деятельность партнера, ориентируя на определенную страну и проч.
- пользователь денежными средствами непосредственно осуществляет сам процесс производства, следует рекомендациям. Может осуществлять широкий спектр операций, в т.ч. заниматься торговлей, получать в залог и отдавать в заклад, брать и сдавать в аренду и т.п.
При получении согласия финансирующей стороны на самостоятельную деятельность (абсолютная, ничем не обусловленная мудараба), партнер получает право передавать полученный капитал другим лицам на условиях мудараба, интегрировать его в свой собственный или принадлежащий другим лицам. Запрещается использование капитала категории мудараба для целей кредитования, передачи в дар, использования в неблаговидных целях.
Временные рамки финансирования по принципу мудараба устанавливаются с учетом достаточности сроков для движения капитала в рамках полного коммерческого или производственного цикла в целях получения прибыли на конечной стадии операции и во избежание необходимости прибегать к дополнительному финансированию, пока первоначальные расходы финансиста не будут компенсированы.
Расторжение для финансирующей стороны – если начало работы по проекту не выдержано по срокам. Издержки покрываются из прибыли. А не из основного капитала.
Заключение договора мудараба между мусульманином и немусульманином допускается. Если только мусульманин берет деньги у немусульманина.
МУРАБАХА
Соотносится с понятиями «прибыльный» и «перепродажа». В зависимости от договоренности о цене в мусульманском праве сделки подразделяются на два вида:
- «продажа по соглашению» – достижение согласованной цены между продавцом и покупателем независимо от того какова была цена. По которой товар был приобретен продавцом.
- «продажа по доверию» – соглашение между продавцом и покупателем о цене товара, принимая во внимание расходы первого на приобретение товара.
Этот вид сделок может выступать в трех формах:
- собственно мурабаха, предполагающая продажу товара по цене продавца с учетом получения прибыли;
- таулия – (оказание услуги), предусматривающей продажу товара по цене продавца без намерения получить прибыль или понести убытки
- вадыйя – (скидка в цене), устанавливающая продажу товара по цене продавца за вычетом известной скидки с цены.
Критерии финансирования по принципу мурабаха:
- экономические характеристики сделки: доходность, скорость обращения, возможности выхода на мировой рынок;
- характеристика товара: спрос, качественность, необходимость для конкретного рынка, инвестиционная или потребительская предназначенность;
- моральные и деловые качества;
- гарантии покрытия, которые должны соответствовать природе сделки.
Условия функционирования исламских банков
В настоящее время, по некоторым оценкам, более 150 финансовых учреждений в арабо-мусульманском мире представляют финансовые услуги по исламской модели, а депозиты, сосредоточенные на их счетах достигают 80-120млрд. долл. Три страны – Иран, Пакистан, Судан полностью перевели свои финансовые системы на функционирование по исламской модели.
Крупные исламские банки:
- Al Rajhi Banking and Investment (Саудовская Аравия) – 7,7 млн. долл.
- Исламский банк развития (Саудовская Аравия) – 5 млн. долл.
- Бейт ат-тамвиль (Кувейт) – 4,3 млн. долл.
- Египетский исламский банк Фейсаля – 1,6 млн. долл.
- Исламский банк Дубая – 1,5 млн. долл.
- Исламский банк Катара – 0,9 млн. долл.
- Финансово-инвестиционный исламский банк Иордании – 0,8 млн. долл.
- Два пакистанских банка – 3,2 млн. долл. и 1,5 млн. долл.
- Исламский банк Малайзии – 1,1 млн. долл.
По существу, складывается картина конкурентной борьбы обычных коммерческих банков Арабского Востока на двух фронтах. С одной стороны, с западными и местными специализированными банками, лучше технически и технологически оснащенными, а с другой, – с исламскими образованиями в банковско-финансовой сфере, сильными тем, что они эксплуатируют возросшие религиозные чувства и настроения населения под влиянием распространившихся фундаменталистских воззрений, активно проникающих в массовое сознание.
Внимание проблеме в целом уместно и потому, что, по всей видимости, создание исламских институтов видится во многом как элемент исламской цивилизации, который признан противостоять западному вызову в разных областях, включая финансовую сферу. Видимо, с точки зрения теоретиков исламской экономики, проблема исламских институтов в экономической области решается в категориях цивилизованного противодействия и идеологического отпора наступлению западных ценностей, засилье которых не воспринимается в качестве нормы в отдельных частях арабского мира, способных выступить с собственными предложениями относительно стратегий развития и способов их обеспечения.
В последние годы Египет опять стал лидером среди арабских стран, по праву заняв то место, которое он занимал в течение тысячи лет. По численности населения Египет занимает первое место на Ближнем Востоке, а египетская армия считается сильнейшей среди армий арабских стран. Столица Египта –Каир – с самого своего основания в 640 году стала одним из центров мусульманской культуры, являясь наиболее многолюдным городом на африканском континенте. Однако каменные пирамиды напоминают египтянам, что их история начиналась задолго до основания Каира. Даже для древних греков они уже были такими же древними, как для нас древнегреческий философ Аристотель и прекрасный Парфенон.
Справочные сведения
Столица Каир
Время Отстает от московского на 1 час
Язык Официальный язык - арабский. Также употребляются: английский, немецкий, французский
Валюта Денежная единица - египетский фунт. 1 USD = 3.4EPF. Ввоз иностранной валюты не ограничен (декларация обязательна), национальной – не более 20 фунтов. Разрешен вывоз ввезенной иностранной валюты, национальной - не более 20 фунтов
Режим пребывания по приглашению визы в аэропорту. Разрешения на передвижение по стране не требуется, за исключением пограничных районов с Ливией, Суданом, демаркационной линии с Израилем и южной части Красного моря
Праздничные и выходные дни 1 января, 21-23 февраля, 25 апреля, 12, 16, 17-19 мая, 1, 18 июня, 9 августа, 23 октября, 23 декабря. Выходной день - пятница
Площадь 1001450 км.кв.
Жители около 58519000
Колыбель древней цивилизации, страна мифов и легенд
Ни одна страна в мире не имеет такой длительной истории, как Египет, который еще Геродот назвал «Подарок Нила». История Египта насчитывает более 50 веков. Эта страна мифов и интригующих загадок, колыбель древней цивилизации, которая оставила нам – среди множества других сокровищ – величественные памятники архитектуры, поражающие воображение людей всего мира. Сфинксы, пирамиды, гробницы фараонов, могущественный Нил, бескрайняя пустыня Сахара, сафари и бедуины – это Египет.
Путешественников со всего мира сюда притягивает изумительный отдых у Красного моря, его тайны, яркие экзотические рыбы, причудливые и изумительные по красоте подводные пещеры, кристально чистая вода и мягкий климат.
Географическое положение
Египет занимает северо-восточную часть Африканского континента и Синайский полуостров, 96% площади приходится на пустыню. Почти все население и хозяйственная деятельность республики сосредоточены в дельте и узкой полосе долины реки Нил. Территория Египта омывается на севере Средиземным, а на востоке Красным морями, которые соединяются с Суэцким каналом.
Государственное устройство
Согласно археологическим находкам, египетская цивилизация берет свое начало около 4000 года до н.э. Около 3200 года до н.э. образовалось объединенное царство. В 1951 г. страна получила полную независимость. Государственное устройство – республика. Глава государства – президент.
Официальный язык - арабский. Господствующая религия - ислам.
Бытовые вопросы
Банки работают с 8.00 до 14.00 (выходные – пятница (обязательная пятничная молитва – ДЖУМА, суббота). Магазины открыты с 10.00 до 20.00 (выходной воскресенье). Климат – континентальный. Полоса окаймляющая северное побережье, лежит в зоне средиземноморского климата.
Достопримечательности
- Первое каменное сооружение человека, пирамиду Джоссера в Каире, пирамиды Гизы, Сфинкс предстанут перед Вами во всей красоте.
- Знаменитый Луксорский древнеегипетский храм Амона - Ра, построенный еще в XV - XII вв. до н.э. удивляющий своей мощью и величественностью даже искушенного ценителя древности.
- Поющие Коллосы, Долина Царей, где была найдена гробница Тутанхамона.
- Пирамида Хеопса высотой 148 м, площадь ее основания составляет 53 тыс. кв.
- м. Хургада - это возможность совершить круиз по Нилу, съездить на сафари к бедуинам.
Традиции и обычаи
Чаевые: «бакшиш». Приличным считается “бакшиш” составляющий 5% от стоимости услуги.
Поведение: во время Рамадана всем жителям-немусульманам и туристам лучше воздерживаться от курения, питья и еды на улице.
Кухня: закуски в Египте – это, например, вяленая говядина с пряностями (пасторма). Деликатесами считаются перепела и фаршированные голуби (хама махини), также мясной фарш, приготовленный на вертеле (кебаб). Из супов –киселеобразный суп из зелени (мулюхийа) и чечевичная похлебка с лимоном (шурпа адс). Хотя бы раз следует попробовать сладости: пирожные из слоеного теста с орехами и сиропом (пахлава), крем-пудинг, смешанным с мороженным и миндалем (уми-али).
Религия:
94% населения Египта исповедуют ислам, часть арабов принадлежат к христианской коптской общине.
ФИНАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ
Египетский банк Фейсаля был основан в 1996г. для обеспечения управление и административных услуг Faisal Finance Real Estate Income Fund II L.P
С тех пор компания разрасталась, охватывая и инвестиционные категории. FFJ - филиал Dar Аль-maal Аль-islami Trust.
1998г вкратце
1998 был очень успешным.
Управляемые финансовые активы выросли с US$73 млн. до US$169 млн. 31 декабря 1998, что составило 76 % по сравнению с US$96млн. 31 декабря 1997.
Другие активы возросли с US$1 млн. до US$33 млн., включая общие управляемые финансовые активы, составляющие US$ 202 миллиона, которые увеличились на 59 % по сравнению с 1997г. US$127 миллионов.
Нетто-активы (на балансовом счете) увеличились на 125 % до US$7.96 млн. (1997: US$3.54 млн.).
Финансовые показатели не были совсем неожиданны, продолжая тенденцию двух последних лет.
Доход в течение года составил US$ 8.77 млн., т.е. увеличился на 92.1 % по сравнению с 1997г. Сам доход был получен из управленческих гонораров и доходов не всего спектра услуг и операций банка.
Расходы, US$4.34 млн., хорошо контролировались, увеличились на 56.3 % по сравнению с 1997г., но ограничены до 50.0 % доходов (61 % в течение 1997г.).
Деловые заметки:
§ В течение года, банк определил возможности всех ресурсов, конфигурацию, структуру, управление и распределение инвестиций в недвижимость, структурировал систему работы согласно рекомендациям Шариата. Цель их состояла в том, чтобы стать лидером в этой инвестиционной области и поэтому много ресурсов было истрачено на оценку, экспертизу и приобретение весомых контактов с лучшими профессионалами по недвижимости. Итог – US$ 143 млн. или 71 % управляемых активов, вложенных в недвижимое имущество на 31 декабря 1998г. Эти инвестиции, в основном размещенные через Соединенные штаты, успешно вложены относительно местонахождения, использования и содержания.
§ Пять основных позиций бюллетеня по недвижимому имуществу были подготовлены для Специальной программы инвестиционного портфеля, составляя US$32.33 млн. Эти инвестиции включили собственность в Кембридже, Штате Массачусетс; Манки, Штате Индиана; Гонолулу, Гавайи; Сан-Франциско, Калифорнии плюс пять торговых центров в Штате Массачусетс.
§ Faisal Finance Real Estate Income Fund II L.P. приобрел три предмета собственности в Соединенных штатах, принеся капитализацию Банку в US$97.3 млн. на 31 декабря 1998г. Инвесторы проектов в Банке уже смогли получить 8 % дохода-брутто.
§ Mezzanine Investment Pool, которое инвестирует в пред-ipo и молодые общественные компании, выполняющие Исламские требования, запущенные в июле 1996, превзошло по быстродействию целевое среднее число ежегодного дохода на 40 %. Принимая во внимание высокий успех этой акции, Банк находится в процессе изменения (замены) структуры подобно Mezzanine Investment Pool.
Структура правления
Совет директоров Директор,Заместитель директора, он же генеральный менеджер5 членов
Совет по Шариату 3 консультанта с высшим исламским образованием
Управляющие банком Заместитель директора, он же генеральный менеджер, Заместитель генерального менеджера, Второй заместитель генерального менеджера, Ассистент генерального менеджера, Менеджер по исследованиям, обучению и Шариату, Финансовый менеджер, Менеджер по кадрам и командировкам, Менеджер по техническому обеспечению банкаИнспектор, Менеджер по межбанковским связямМенеджер по инвестициям, Менеджер отдела пластиковых карт
Аудиторы банка Аудиторская компания
Деятельность
Депозиты Трастовые депозитыОбщие инвестиций (счета) Сберегательные счета Уведомительные счета (на 3 месяца под 70%) Временные счета (на 1 год под 90%)Специфические инвестиционные счетаИнвестиционные портфели
Финансовая и инвестиционная деятельность Мудараба Мушарака Уменьшенное участие (банк только как финансист) Продолжающееся участие (банк – долгосрочный партнер)Мурабаха
Инвестиции Непосредственно инвестицииАренда собственности (на определенный период до конца которого владелец арендных активов передает их арендатору в соответствии с исламскими принципы, которые управляют такими инвестициями
Другие банковские услуги Оплата чековПокупка и продажа иностранной валютыСейфыКонсалтингВыступает как продавец и покупатель акций, финансовых бумагРаботает с кредитными картами
Карты Master cards с конца 1996г.Visa cards с конца 1998г.А такжеGold CardRegular or Classic CardLocal Card
Филиалы: по стране12
Особенности банка:
- Инвесторам запрещается приобретать акции компаний, занимающихся производством и распространением алкогольных напитков, свинины, порнографических материалов.
- Неприемлем азарт: ни как способ деятельности, ни как ее результат
- Исключены также инвестиции в форвардные сделки.
- Закят. Этот финансовый инструмент создан на основе налога на имущество и доходы, предписываемого шариатом и считающегося одной из обязанностей мусульманина. Плата идет в обязательном порядке.
Цели банка:
- мобилизация финансовых ресурсов, их включение в так необходимый для развития национальной экономики процесс капиталообразования. Уровень минимальной суммы вклада в 5 раз ниже требования коммерческих банков. Мелкие вкладчики – большинство в стране.
- Инвестиционная логика банка следует не из непосредственной выгоды банка, а из увеличения общественной выгоды. Среди предложенных проектов, особое внимание уделяется долгосрочным проектам
- Посредством экономического воздействия, банк должен проповедовать и развивать исламскую мораль, выполнять социокультурную функцию в развитии общества. При работе с клиентом учитывается не только материальный интерес, но и социальный. Моральный. Духовный. С этой целью финансируются паломничества, предоставляются стипендии студентам религиозных ВУЗов (Аль-Азхар и др.), организовываются ежегодные конкурсы чтецов Корана.
|