Проблемы сохранения и развития татарского этноса
Заседание Координационного Совета руководителей молодежных организаций
Культурно-национальные вопросы татарской молодежи
МТСС организовано в 1998 году и является отделением ФРМ.
Московскую молодежь, как и татарскую молодежь других регионов РФ волнуют вопросы сохранения своей нации и культуры.
1. Основа существования нации заключается в культуре, в ней история и генетический код народа.
Мы должны понять свое место в России, тюркском и исламском мире, определить свое отношение к Европе и мировой культуре. Татары сыграли значительную роль в реализации русской культуры и государственности, о чем свидетельствуют сотни выдающихся тат фамилий, принесших мировую славу русской культуре. Актуальна фраза «без татарщины не было бы современной России». Мы забыли свое место в семье тюркских народов, и поэтому не можем найти свое предназначение в этом мире.
В формировании нашей культуры огромную роль сыграл ислам. Человек сам ответственен за свои деяния, и сам должен осмысливать что правильно, а что греховно. А потому он должен быть образован. Мы должны стать образованными, богатыми, мудрыми и терпимыми – друг к другу и другим народам. База развития культуры – система среднего и Высшего образования. В развитых странах приоритетной ценностью считается развитие системы образования, как лучшее вложение капитала. Сегодня татары должны учиться, используя все новейшие идеи и технологии Западного и Восточного Миров.
2. Татары в 3-м тысячелетии.
Огромную роль в отношении с народами тюркской группы имеет переход на латиницу, который даст возможность не только лучше передать особенности татарской речи, но одновременно позволит нам найти свое место в информационных системах. Характер наступившего века определяется информационной революцией. Народ, который не найдет своего места в современных информационных системах, выпадет из истории. В начале ХХ века роль татар определялась тем, что они первыми среди тюркских народов Российской империи открывали типографии, распространяли книги и газеты, а потому несли новые знания на Восток. Сегодня функция татар должна состоять в том, чтобы создавать информационные системы. Нам нужна новая революция, но теперь уже в мышлении, языке и культуре.
Необходимо усиление информационного взаимодействия татарской молодежи. Волею судеб мы оказались разбросанными по всему свету. Сегодня трудно создать организации, которые бы эффективно работали на всех татар, но благодаря глобализации у нас появился Интернет. «Татарская электронная паутина», «Татнет» поможет объединить народ и сделать его мобильным.
Татарский мир в прошлом отличался наличием огромного количества газет. В будущем электронные средства информации, безусловно, будут доминировать. Проще и дешевле создавать электронные газеты в Интернете, которые можно при необходимости распечатывать.
Своевременные вопросы:
- О создании единого информационного портала в Интернете.
- Выпуск молодежной газеты.
- Подготовка радио и телепередач по проблемам молодежи.
Нужен механизм содействия молодежи в информационной поддержке. Например, представитель телевидения Татарстана, освещающий наши вечера делает это только за деньги, при отсутствии которых он не приходит на съемку.
Коротковолновые радиостанции Татарстана снимают только часть проблем общетатарского информационного пространства. Ставку надо сделать на местные FM-станции, открыть которые вполне под силу состоятельным бизнесменам. Причем при наличии большого количества татарских слушателей, как, например, в Москве, их можно сделать безубыточными, а, подключив к Интернету, значительно расширить аудиторию.
Нашему поколению предстоит жить в 3-ем тысячелетии, и от нас зависит какова будет национальная политика. При проведении форумов, круглых столов, конгрессов необходимо как можно больше молодежи привлекать к решению национальных проблем. Процент молодежи на подобных мероприятиях должен составлять не менее 30% (в т.ч. в составе делегатов 3-го ВКТ, минимум 1 человек от организации). Определение этого состава нужно поручить создаваемому КС.
В состав КС должны входить исключительно руководители реально действующих общественных молодежных организаций, или их заместители, направляемые руководителями. Для выработки решений и обсуждения проблем необходимо шире практиковать современные средства коммуникаций.
КС должен добиваться выделения средств для оснащения организаций Интернет-технологиями, а также для оплаты проезда и проживание на время заседаний.
Для решения возникающих задач КС может организовывать рабочие группы, куда могут входить специалисты, направляемые организациями.
Следует также подчеркнуть, что КС не должен входить в политические партии и участвовать в политических акциях на стороне отдельных политических партий или их блоков.
3. Консолидация татарской молодежи, единение, стирание искусственных границ с родственными народами: башкирами, карачаевцами, балкарами, крымскими татарами, ногайцами и пр.
Татарам присуща одна отвратительная черта – делиться на группы и поедать друг друга. Да и политика государства способствует обмельчанию нации и последняя перепись, согласно предлагаемой анкете, делит татар на подгруппы - казанские татары и просто татары. Нужно всегда помнить, что мы единый народ. Наша задача – быть сильными, а значит, сохранить единство народа и объединить вокруг себя тюркские народы. Реальный вес татар в России будут определять три фактора: укрепление Республики Татарстан, организованность национально-культурной автономии и единство мусульман. Если удастся объединить все три фактора в один кулак, тогда ни один серьезный вопрос в России не будет решаться без татар.
У татар должна быть своя общероссийская партия, не связанная с федеральной властью. Партия далекая от манипуляций политтехнологов, опирающаяся на татарскую информационную сеть, соединяющая в себе этнический и исламский факторы, привлекающая на свою сторону другие народы России.
Осенью 2000 года был создан сайт МТСС в интернете, благодаря чему появилась возможность активного общения татарской молодежи. На сайте обсуждаются все наболевшие проблемы – и личного характера, и вопросы сохранения национальной культуры, традиций, религии, исторические диспуты и многое другое. Отрадно, что сайт достаточно популярен не только среди москвичей, но и в различных регионах РФ и странах зарубежья.
4. Татарский бизнес: варианты и перспективы.
До революции вся система образования татар держалась за счет пожертвований предпринимателей. Сегодня нет меценатов, которых знали бы все татары. Нужно издавать детские и популярные книги большим тиражом, и не только в Татарстане. Грамотные и инициативные бизнесмены должны взять это в свои руки и поставить на коммерческую основу. Желательно оказывать поддержку молодым предпринимателям, творческой и научной интеллигенции, для чего необходима государственная программа на уровне субъектов РФ и всей России. Обязательной также является разработка общетатарской системы грантов для оказания помощи талантливой молодежи, в распределении которых должны участвовать молодежные организации (фонд, например, «Фатиха» поддерживает отдельные таланты, но молодежи об этом не известно).
В последнее время в Москве можно заметить тенденцию к закрытию мусульманских организаций. Для решения проблем трудоустройства татарской молодежи было бы актуальным создать внутрирегиональные «банки вакансий» для молодых специалистов. Среди молодых предпринимателей МТСС при найме на работу соблюдается приоритет специалистов татарской национальности.
5. Проблемы татарской молодежи вне Татарстана:
Многие татары обеспокоены массовым переходом молодежи на русский язык. Конечно, чтобы жить, работать и тем более занять достойное место в России, нужно знать русский язык, причем не хуже русских. Отрадно, что в Москве в последнее время создалось много тат. клубов и дискотек. Но, к сожалению, процент молодежи, интересующейся культурой, историей, языком пока еще невелик. Вот и на наши встречи многие приходят не приобщиться к культуре народа, а, скорее, познакомиться и потанцевать.
На каждом вечере МТСС обязательной частью является выступление известных деятелей татарской культуры, таких как народный артист, дирижер Фуат Мансуров, писатели М. Аджи, Э. Байрамов, Р. Мир-Хайдаров; представителей общественно-политической и научной жизни РФ – Р. Абдеев, профессор исторических наук МГИМО А. Ахтамзян, постоянный представитель РТ в Москве Н. Мириханов; представителей духовенства г. Москвы – Н. Аширов, Ш. Аляутдинов и других ярких представителей татарской общины.
Каждому участнику вечера МТСС предоставляется возможность найти занятие по душе - поучаствовать в ток-шоу, диспутах об истории, культуре, традициях татарского народа, его духовных ценностях, узнать много интересных фактов из жизни выдающихся деятелей татарской общины, потанцевать, принять участие в веселых конкурсах, обрести новых друзей за чашечкой чая на безалкогольном фуршете и просто хорошо провести время. Мы стараемся создать теплую, дружескую атмосферу для наших друзей. Возможно со временем та, пока еще незаинтересованная часть тат. молодежи, почувствует тягу к родной культуре, посещая наши вечера. МТСС было организовано и функционирует силами группы энтузиастов, при отсутствии постоянной спонсорской поддержки и не попадая под влияние политических движений, активно участвуя в общественной жизни татар Москвы - были организованы: благотворительный концерт классического трио сестер Бековых (Англия), чествование ученого-тюрколога Э. Тенишева, литературоведа и переводчицы Г. Хантемировой и пр.
Силами МТСС была разработана и выпущена первая татарская Настольная игра «Путешествие из Бахчисарая в Казань» и распространена по регионам России и зарубежья (Германия, Финляндия) (игра была представлена на Днях Татарской Молодежи).
Сейчас среди молодежи можно наблюдать постепенно повышающийся интерес к языку, культуре, традициям. Проблема состоит и в недоступности материалов по этим вопросам. В Москве, например, нет хороших, доступных учебников, мало книг по истории и культуре татарского народа на русском языке. Уровень преподавания языка в имеющихся медресе и тат. школах не достигает необходимого (+ недостаточное количество подобных курсов, +проблема времени – молодежь работающая или учащаяся). Татары Москвы остро чувствуют угрозу языковой ассимиляции. На вечерах МТСС 50% молодежи не понимает родного языка. По моему мнению, сейчас эта проблема частично разрешима с помощью интернета и появляющихся компьютерных дисков-самоучителей. И мы, МТСС, начали работу в этом направлении – по содействию в распространении CD.
Следует укрепить взаимодействие молодежных организаций с национально-культурными автономиями (в Москве – полное отсутствие. Приглашенный на вечер МТСС Председатель автономии туда не пришел. НКА не приглашает молодежь ни на одно организуемое ею мероприятие)
ВКТ должен на своем уровне добиваться в регионах включения татарских молодежных организаций в состав общественных организаций, которым предоставляется государственная помощь.
Для татар, проживающих вдали от «центра», мест компактного проживания, проблема создания тат семей стоит достаточно остро. Круг общения с молодежью своей национальности ограничен – это «татарские» мероприятия концерты, дискотеки, крупные праздники, такие как «сабантуй». Странно, когда другие нации количественно растут, у нас, в Москве, количество татар уменьшается. Вероятно, велико влияние межнациональных браков и превращений татар в представителей других наций. Чтобы этого не происходило, необходимо усиление воспитательной работы в части повышения нац. гордости, сознания. Нужно разбудить в подрастающем поколении интерес к своему народу. Мы тоже стараемся внести посильный вклад.
Большой резонанс в решении этих проблем имело бы создание постоянно действующего межрегионального органа, в функции которого входило бы оперативное осуществление обмена новостями и информацией, не реже, чем раз в месяц. А также осуществление совместного проекта по организации встреч, семинаров, досуга и отдыха татарской молодежи (возможно, на коммерческой основе).
Не остаться равнодушными к проблемам сохранения и развития татарского этноса – задача каждого из нас.
Если мы будем образованы, инициативны, амбициозны, это приведет к росту национального самосознания, реализации своего потенциала и позволит гордиться своим народом.
Ильясова Адиля
Москва.
|