Об обучении языкам народов России в школах
23 ноября 2020 года г. Москва

|
Мэру города Москвы
СОБЯНИНУ С.С.
Председателю Московской
городской думы
ШАПОШНИКОВУ А.В.
(Имеется ответ)
|
В соответствии с изменениями в федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ предметы «Родной язык» и «Родная литература» были включены в обязательную часть учебного плана и стали вводиться в школах всех регионов РФ, включая Москву. В 2019/2020 учебном году в Москве изучение «Родного языка» было формальным – на него чаще всего выделялось 0,5 учебных часов в неделю, учебников не было. С нового 2020/2021 года предметы «Родной язык» и «Родная литература» стали полноценными предметами, преподаются по 1 часу в неделю, появились учебники по предмету «Родной русский язык».
В школах Москвы родителям, как правило, предлагают заполнить готовые формы заявления, с фразой такого содержания: «прошу организовать изучение родного языка и родной литературы на родном (русском) языке». Такая форма фактически исключает возможность выбора иного родного языка, кроме русского, нарушая принцип свободного выбора родного языка, и противоречит самой идее введения предмета «Родной язык».
По статье 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка, как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования».
Основным препятствием для организации изучения родных языков коренных народов России в школах Москвы и других регионов за пределами национальных республик, является то, что в рамках одной школы по существующим нормативам практически невозможно собрать класс или группу для изучения иного родного языка кроме русского. Другое препятствие – недостаток или отсутствие специалистов по языкам народов России.
Ссылка на отсутствие возможностей у школ и ведомств, занимающихся вопросами образования, не может лишить наших детей права на изучение своих родных языков в системе государственного образования. Стремительное развитие технологий дистанционного обучения в 2020 году в связи с пандемией и превращение его в полноправную форму обучения в школе позволяет решить эту проблему.
Насколько нам известно, подобное решение уже прорабатывается с сентября 2020 года в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Там обсуждается законодательная инициатива по дистанционному изучению родных языков школьниками независимо от места проживания.
На основании вышеизложенного для обучения школьников 1-9 классов в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» предлагаем следующее.
1. Обеспечить приём, регистрацию, рассмотрение заявлений от родителей на изучение их детьми любого родного языка из числа языков народов России. Формальный подход, при котором выбор иного родного языка, кроме русского, не предусмотрен, считаем недопустимым.
2. Для упрощения подачи заявлений организовать приём через портал госуслуг и Официальный сайт Мэра Москвы.
3. Формирование учебных групп для очного обучения осуществлять на базе как одной, так и близлежащих школ. При невозможности создания таких групп использовать технологии дистанционного обучения. Выбор очной и дистанционной формы обучения производится с учетом пожеланий родителей.
4. Для организации и ведения дистанционного обучения предлагаем создать в Москве Центр обучения языкам народов России с привлечением специалистов из Москвы и национальных республик, а также подготовить техническую базу для обучения в школах.
5. Разрешить школьникам получать знания по указанным предметам в иных образовательных организациях в очной и дистанционной форме с зачётом результатов обучения, согласно п.7 статьи 34 «Закона об образовании в Российской Федерации» и приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России № 845/369 от 30.06.2020 г.
Реализация подобных мер в Москве будет способствовать созданию атмосферы уважения и интереса к языкам народов России, сохранению языков, послужит примером для других регионов страны. Надеемся на то, что совместными усилиями руководства города, департамента образования и науки, экспертов в области образования, общественности и всех заинтересованных сторон будут выработаны и осуществлены все необходимые меры для решения данной проблемы!
С уважением, представители общественности Москвы и России:
- Гильманов Наиль Рафакимович, член Инициативной группы, чл.совета ОО «Содружество татар Москвы", РФ, Москва
- Хуснутдинов Ренат, член Инициативной группы, чл. ОО «Содружество татар Москвы", РФ, Москва
- Жамниханов Шаукят Сядюкович, член Инициативной группы, РФ, Москва
- Шиабетдин Шамил Сямиулла улы, председатель МОО ТНКА СВАО гор. Москвы, РФ, Москва
- Сяпуков Рашид Жафярович, председатель ТНКА р-на Люблино г. Москвы, РФ, Москва
- Шамиев Валерий Кугубаевич, председатель Общества марийской культуры, РФ, Москва
- Дугаров Батыр Дугарович, председатель правления общества бурятской культуры "Уряал”, РФ, Москва
- Круглова Лидия Виссарионовна, директор Центра мордовской культуры, РФ, Москва
- Сафина Лилиана Михайловна, руководитель языковой школы "Умарта", РФ, Москва
- Габов Алексей Иванович, председатель межрегиональной организации "Коми войтыр", РФ, Москва
- Бабушкин Андрей Владимирович, председатель "Комитета за гражданские права", РФ, Москва
- Блинов Александр, руководитель Чувашской инициативной группы "Хавал", РФ, Москва
- Кочкарев Болат Русланович, председатель Кумыкской общины Москвы, чл. ОО «Содружество татар Москвы", РФ, Москва
- Гаджиев Хаджимурад Абдулхаликович, председатель Общественного Совета Постпредства Республики Дагестан при Президенте РФ, РФ, Москва
- Искандяров Гаяр Ахметович, председатель ОО «Содружество татар Москвы", РФ, Москва
- Наранов Б. С., РФ, Москва
- Жиганшин Николай Юсипович, член Инициативной группы, чл. ОО «Содружество татар Москвы", РФ, Москва
- Галимова Алсу Каримовна, РФ, Москва
- Антонова Оксана Викторовна, РФ, Москва
- Савельев А. В., РФ, Москва
- Закирзянова Виоланта Владимировна, РФ, Москва
- Хазагарова Лидия Базаржапова, учитель бурятского языка при Полномочном представительстве Республики Бурятия, РФ, Москва
- Малых Артём, вице-президент Молодёжной ассоциации финно-угорских народов, РФ, Москва
- Васильева Анастасия Андреевна, доцент мехмата МГУ, РФ, Москва
- Русаков Артём Ильич, РФ, Москва
- Хуснутдинов Талгат,, РФ, Москва
- Галимов Тимур Ильдарович, РФ, Москва
- Хакимова Алсу Киалимовна, РФ, Москва
- Камболов Тамерлан Таймуразович, доктор филологических наук, профессор СОГУ, РФ, Владикавказ
- Ильясова Альфия Ибрагимовна, чл. ОО «Содружество татар Москвы", РФ, Москва
- Вильданов Муса Габдулхакович, архитектор, РФ, Татарстан
- Ясавеев Искэндэр Габдрахманович, старший научный сотрудник Центра молодёжных исследований НИУ ВШЭ, Россия, Москва, http://https://www.hse.ru/staff/yasaveyev
- Джамалов Полат Онерович, пенсионер, Россия, Москва
Главная задача многонационального, поликультурного государства - сохранение языков и этнокультур образующих это государство народов
- Каюмов Рашид Хамзинович, юрист, РФ, Москва
Необходимо сохранить языки, как важный феномен мировой цивилизации
- Гыйльмияров Мэгърyф Зэйнуллаулы, врач, РФ, Самара
учить родной язык в школе, в ВУЗах
- Латыпов Аданис, РФ, Москва
- Агишева Диляра, чл. ОО «Содружество татар Москвы", РФ, Москва
- Алиев Шамил Исмаилоглы, пенсионер, РФ, Москва
Наши дети должны знать свой родной язык и государственный язык наравне!
- Исаева Алеся, РФ, Москва
- Садекова Динара Салеховна, РФ, Москва
- Хафиз Ринат Мавлетзянулы, председатель НДП "Ватан", зам.пред. ОО «Содружество татар Москвы", РФ, Дедовск
Остается пожелать удачи !
- Абдулкиримов Надир Аблулкахович, служащий, чл. ОО «Содружество татар Москвы", РФ, Москва
- Батыршина Гульсина Алтыновна, руководитель Башкирского фольклорного ансамбля "Ак тирмэ", РФ, Москва
- Хамракулова Хуршеда Давроновна, предс.правления РОО "Таджикский культурный центр", чл.Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, зам.председателя АНО "Комитет дружбы народов", РФ, Москва
- Дыбо Анна Владимировна, ученый-лингвист; зав. Отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН, доктор филол. наук, чл.-корр. РАН, РФ, Москва
- Якубов Нурахмет Фуатович, сопредседатель РБОО МОТК «Туган тел» (Родной язык), РФ, Москва
- Хуснутдинов Равиль Гатауллаевич, главный редактор газеты «Татар рухы», РФ, Москва
- Сахапов Насим Ильгамович, пенсионер, РФ, Набережные Челны
- Мухамадиев Ринат Сафиевич, писатель, главный редактор федеральной просветительской газеты «Татарский мир», РФ, Москва
- Матюнков Егор Станиславович, Студент, РФ, Москва
- Саляхетдинов Мухаммед Абдулхаевич, президент ассоциации «Собрание», РФ, Москва
- Шаймярдянова Рузалия, РФ, Москва
- Измайлов Ринат, РФ, Москва
- Бурханов Ринат Фаритович, помощник председателя МНКАТ ЮВАО, РФ, Москва
- Ермолаев Артур Олегович, чл. Совета ОО «Содружество татар Москвы", активист НДП "Ватан", РФ, Москва
- Дашкин Рим Мидхатович, предс. рев. комиссии ОО «Содружество татар Москвы", инженер-строитель, РФ, Москва
- Муртазина Алсу, РФ, Москва
- Хайретдинов Рамиль Халитович, Автомеханик, Россия, Орехово-Зуево
- Миножетдинов Хамид Каримович, пенсионер, РФ, Москва
В древних памятниках и в адатах предков сказано. надо учиться всю жизнь и татарским детям надо дать возможность изучения родного языка в школе. Татары коренной народ В.Степи основа и защитники России и имеют право на сохранение и развитие своего языка и своей национальной культуры.
- Фатыхов Анвар Рифкатович, РФ, Московская область
|