Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla





Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Общество

Обращения

Комментарии к письму Минпросвещения России
№ 03-ПГ-МП-39806 от 13.10.2022

Согласно пунктов 1 и 2 Статьи 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (Статья 68 пункт 3).

В связи с тем, что язык не передается генетически, народы передают будущим поколениям свои родные языки, в основном, через систему образования. В соответствие с законом «Об образовании в РФ» государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения устанавливаются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), (статья 11, пункт 4). ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка (п. 5.1). Пункт 5.1 был внесен в закон «Об образовании в РФ» в 2018 году. Преподавание русского языка как родного началось также с 2018 года.

Согласно ФГОС, Учебный план общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения) и разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка РФ, возможность преподавания и изучения государственных языков республик РФ и родного языка из числа языков народов РФ, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

В учебный план входят как обязательные предметные области и учебные предметы:

  • русский язык и литература (русский язык, литература) как государственный;
  • родной язык и родная литература (родной язык, родная литератур в том числе и русский язык как родной).

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы общего образования на определенных учредителем языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть и в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана образовательной программы общего образования.

ФГОС должен быть положен в основу деятельности:

  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ общего образования;
  • руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Из вышеизложенного следует, что:

  • в общеобразовательных организациях учебный предмет «Родной язык и родная литература» является обязательным. Родители выбирают язык, изучаемый в качестве родного, в том числе и русский. Поэтому вариантов учебных планов без учебного предмета «Родной язык» быть не может;
  • все ученики должны быть обеспечены учебниками по родному языку в печатной и (или) электронной форме;
  • образовательные организации должны быть обеспечены квалифицированными педагогическими кадрами;
  • требования ФГОС обязательны не только для родителей и учителей, но и для руководителей и специалистов государственной власти.

Каково же состояние преподавания родных языков на самом деле?

  1. Не осуществляется мониторинг количества детей народов РФ в образовательных организациях РФ, неизвестен охват изучением родного языка, неизвестен охват обучением на родном языке для каждого народа РФ. Такой мониторинг проводился в СССР до 1934 года (см. Государственный Архив РФ) В настоящее время ведется только в республиках Башкортостан и Татарстан. Без такого мониторинга невозможно определить необходимое количество учебников и педагогических кадров;
  2. Не существует федеральных структур, обеспечивающих и контролирующих создание условий для обеспечения преподавания на родных языках и изучения родных языков народов РФ. В РСФСР эти функции выполнял отдел национального образования в министерстве просвещения и институт национального образования с филиалами на местах.

Конкретно в отношении образования на татарском языке и изучения татарского языка. В Республике Татарстан проживает только треть татар России. Тем не менее только в Татарстане готовятся учителя татарского языка и билингвальные учителя – предметники, владеющие литературным татарским языком. Все учащиеся Татарстана изучают родные языки, включая русский. В других регионах России количество учащихся детей татар неизвестно. Исходя из результатов переписи 2010 года примерно только 7% детей татар в какой- то форме изучают родной язык в количестве 1-2 часа в неделю. Они хотя бы узнают, что у татарского народа есть книги, письменность, высокохудожественная и древняя литература. В основном эти уроки организованы в форме факультатива на основе учебной литературы, подаренной Татарстаном. Регионы не считают нужным тратить бюджет на приобретение учебников татарского языка и литературы из федерального списка. Они, как и Министерство просвещения РФ, действуют по понятиям и игнорируют законодательство РФ. При этом количество учеников, изучающих татарский язык из года в год уменьшается, так как учителя татарского языка, подготовленные на местах в свое время в СССР, постепенно уходят из жизни.

В 2018 году произошли катастрофические изменения в области образования на татарском языке. До этого татары обладали полной системой образования: дошкольное, начальное, основное, среднее общее, среднее профессиональное и высшее. В 2018 году образовательные возможности татар (изучение родного татарского языка и обучение на татарском языке) были законодательно ограничены основным общим образованием. Количество часов татарского языка и литературы уменьшилось в 2 раза и количество учителей татарского языка сократилось в 2 раза. До 2007 года выпускные экзамены за среднее образование разрешалось сдавать на татарском языке. Во всех вузах Татарстана вступительные экзамены по всем специализациям принимали на татарском языке. В вузах готовились билингвальные кадры.

Таким образом, татарский народ, как и другие нерусские народы РФ, на законодательном уровне лишены конституционных прав на сохранение родного языка. Но этого мало, Министерство просвещения РФ и органы управления образованием в регионах РФ ссылаясь на закон «Об образовании в РФ» в части обучения родным языкам народов в пределах возможностей системы образования саботируют преподавание родных языков в обязательной части образовательной программы. Такая ссылка не может являться основанием для оправдания нежелания и бездействия органов управления образованием по созданию условий для обучения учащихся родным языкам народов РФ. Органы управления образованием не являются ни законодательным органом, ни прокуратурой. Они должны создавать условия для выполнения законодательства и обеспечения конституционных прав народов.

Для изучения татарского языка в обязательной части учебной программы и преподавания предметов на родном языке в РФ все условия созданы. В системе образования РФ учителя татарского языка и литературы готовятся. Учебники включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в школах. Примерные рабочие программы по татарскому языку и литературе, истории татарского народа для 1-11 классов размещены на сайте Минпросвещения РФ. Все возможности в наличии. Местным органам управления образованием остается провести только организационную работу по реализации законодательства РФ в части обучения родным языкам.

Для этого необходимо:

  • создать в структуре органа управления образованием отдел по обучению родным языкам с соответствующей методической поддержкой;
  • вести мониторинг количества детей народов РФ, обучающихся в системе общего образования и создания им условий обучения родным языкам, включая обеспеченность учебниками и учителями.

Собственно рассматриваемый ответ Минпросвещения РФ написан унизительным менторским тоном и отражает полное нежелание исполнять законодательство РФ и обеспечивать конституционные права народов на сохранение родных языков. По существу:

  1. Варианты учебных планов без учебных предметов «Родной язык» должны быть исключены из примерных образовательных программ как противозаконные;

  2. Остальные варианты учебных планов должны быть пересмотрены в сторону увеличения часов на изучение предмета «Родной язык» в связи с увеличением объемов аудиторной работы обучающихся в СанПине;

  3. Отдел родных языков и этнокультурной специфики Минпросвещения РФ занимается учетом «последних могикан», не ведет мониторинга количества учащихся детей народов РФ и мониторинга создания условий обучения на родных языках и изучения родных языков, включая обеспечения учебниками и подготовки билингвальных педагогических кадров в необходимом количестве;

  4. Проведение ЕГЭ исключительно только на русском языке, установленное приказом Минпросвещения России, никак не связано с законом «О государственном языке РФ» в части обязательного использования русского языка в деятельности организаций всех форм, так как все выпускники школ аттестуются на владение русским языком в совершенстве. Ровно наоборот: «Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации (п. 7, ст.1). Министерство просвещения РФ не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, ограничения на осуществление прав и свобод граждан. Указанный приказ ограничивает возможности образования на родных языках, это можно объяснить только желанием Минпросвещения России исключить языки народов РФ из системы образования РФ.

    Результаты ГИА по родным языкам не могут быть использованы при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета даже по родным языкам. Для сохранения родных языков необходимо проведение ЕГЭ на родных языках и по родным языкам с учетом результатов при поступлении в вузы, аналогично русскому языку;

  5. Республика Татарстан не имеет полномочий согласовывать предложения других регионов РФ к объему и структуре контрольных цифр приема, в том числе и г. Москвы, в части удовлетворения потребностей татар в билингвальных педагогических кадрах. Такими полномочиями обладает только Минпросвещения РФ, который одержим идеей исключения языков народов РФ из системы образования РФ подобно Российской империи.

Таким образом, Министерство просвещения РФ самоустранилось от мониторинга системы образования на родном языке на федеральном уровне и практики применения законодательства на местах, не проводится анализ реализации государственной политики сохранения родных языков, нет предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере деятельности. Практика применения закона Российской Федерации «Об образовании» с изменениями от 2018 г. в части сохранения родных языков в Российской Федерации показывает, что сокращаются количество учащихся изучающих родной татарский язык, сокращаются часы его изучения, сужается использование татарского языка в системе образования и снижается мотивация его изучения.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх