О рассмотрении обращения
Уважаемый Шаукят Сядюкович!
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение по вопросу изучения родного языка и родной литературы в рамках обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), зарегистрированное в ведомстве 23 сентября 2022 г. под № ПГ-МП-39806, и сообщает.
По вопросу распределения часов, отводимых на изучение родных языков:
В настоящее время Минпросвещения России изданы приказы от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286» и № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287» (далее - Приказы № 568, 569).
Приказами № 568, 569 внесены изменения в части увеличения объема аудиторной работы обучающихся в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2.
Таким образом, дополнительные академические часы могут быть использованы образовательной организацией в том числе для изучения родных языков народов Российской Федерации.
По вопросу примерных основных общеобразовательных программ (далее - ПООП):
В разработанных обновленных ПООП начального общего и ПООП основного общего образования предложено несколько вариантов примерных учебных планов, которые учитывают в том числе возможности реализации основной образовательной программы как в ситуации выбора участниками образовательных отношений родного языка и родной литературы, а также реализации образовательной программы на родном языке в качестве обязательных предметов, так и в ситуации отсутствия такого выбора.
В представленных примерных учебных планах № 2, 4 и 5 начального общего и № 2, 5 и 6 основного общего образования предусмотрена возможность реализации основной образовательной программы с обязательным изучением учебных предметов «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература» (а также реализации основной образовательной программы на родном языке) в качестве обязательных предметов учебного плана.
Оставшиеся варианты учебных планов (№ 1 и 3 на уровне начального общего образования и № 1, 3, 4 на уровне основного общего образования) ориентированы на общеобразовательные организации, в которых языком образования является русский язык и заявление от родителей (законных представителей) обучающихся на изучение родного языка и родной литературы не поступало, что соответствует пунктам 15 и 32.1 обновленного ФГОС начального общего образования и пунктам 15 и 33.1 обновленного ФГОС основного общего образования.
По вопросам структуры Минпросвещения России:
В настоящее время в Минпросвещения России функционирует отдел родных языков и этнокультурной специфики Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования.
По вопросу изучения родных языков на уровне среднего общего образования:
Согласно требованиям ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения.
По вопросу единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) на родных языках:
В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52952) (далее - Порядок), государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) проводится в форме ЕГЭ с использованием контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, в форме государственного выпускного экзамена с использованием текстов, тем, заданий, билетов, а также в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» регламентировано, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 8 Порядка экзамены по всем учебным предметам (за исключением иностранных языков, а также родного языка и родной литературы) проводятся на русском языке.
В связи с этим ЕГЭ проводится на русском языке с использованием вариантов КИМ, распределяемых в соответствии с часовыми поясами, но сопоставимых по наполняемости вариантов и уровню сложности заданий КИМ. К участникам ЕГЭ предъявляются единые требования на территории всей Российской Федерации, независимо от статуса субъекта, на территории которого участник проходит ЕГЭ. Более того, результаты ЕГЭ в соответствии с пунктом 8 Порядка используются выпускниками для предоставления результатов в вузы при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 Порядка лицам, изучавшим родной язык и родную литературу, предоставляется право при прохождении ГИА выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе.
По вопросу подготовки билингвалъных педагогических работников:
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Объем и структура контрольных цифр приема формируются с учетом потребности в квалифицированных кадрах на основе предложений, полученных от субъектов Российской Федерации, центров ответственности и работодателей.
|