Культура, языки, традиции
<
О Б Р А Щ Е Н И Е
Всетатарского Общественного Центра
20 мая 2018 г. г. Казань
10 апреля 2018 года депутаты Госдумы РФ Аршинова О. А., Николаев Ш. Ю., Саралиев О. Н., Смолин Е. В., Строкова Б. А .и другие внесли в нижнюю палату парламента законопроект обизучении национальных языков республик РФ. "Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации", — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Согласно предлагаемым поправкам, при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик России мнение школьников и их родителей будет учитываться на основании письменных заявлений.
Мы считаем, что законопроект грубо нарушает преамбулу Конституции РФ о «общепризнанных принципах равноправия и самоопределения народов», статью 1, 5,68, 72. Законопроект также грубо нарушает статью 8 Конституции РТ: «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки». Изучение «на добровольной основе» означает фактическую отмену государственного статуса татарского языка, то есть статьи 8 Конституции РТ. Государственный язык не может изучаться «на добровольной основе». Отмену статьи 8 Конституции РТ оцениваем, как покушение на государственность татарского народа.
Законопроект противоречит Постановлению Конституционного суда РФ от 16 ноября 2004 года № 16-П: «1. Признать … нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречащим Конституции Российской Федерации». Напоминаем авторам законопроекта о том, что согласно Федеральному Конституционному Закону от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О конституционном суде РФ», статья 79: «Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию»
Напоминаем авторам законопроекта о том, что Конституция РФ является законом прямого действия. Отменяя государственный статус языков национальных республик, этот законопроект нарушает также статью 5 п.3Конституции РФ: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на … равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.»
Этот законопроект лишает коренные народы, у которых нет самостоятельной системы образования, возможности изучения родных – государственных языков и имеет элементы насильственной ассимиляции, что запрещено «Декларацией ООН о правах коренных народов»
Этот законопроект грубо нарушает основные положения «Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств», которую Российская Федерация подписала в 2001 году. Рассмотрение и принятие этого законопроекта приведет к расколу общества в республиках РФ, разрушению традиционных отношений мира и добрососедства между народами.
Во имя мира и согласия между народами, во имя сохранения принципов «демократического федеративного правового государства» требуем снять с рассмотрения этот провокационный, антиконституционный, антинародный законопроект.
Председатель ВТОЦ: Ф.Закиев
|