Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla





Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татар

Г.А.Искандяров,
председатель Общественной организации
«Фонд Развития Мусульманских народов»

ТЮРКО-МУСУЛЬМАНСКИЕ НАРОДЫ
В РОССИЙСКОМ ОБРАМЛЕНИИ

(Доклад на международном симпозиуме «Россия-тюрко-мусульманский мир: историко-культурные связи», г.Елабуга 21-22 апреля 2016 г.)


В Москве, на Большой татарской улице во время празднования "Курбан-байрама", 24.09.2015 г.

Сегодня день мир озабочен возросшей террористической опасностью, обусловленной глобальными мировыми процессами. Печально, что человеконенавистнические, экстремистские идеи, весьма далекие от истинных представлений об Исламе, находят поддержку и питательную почву у части жителей нашей страны. На это гражданское общество страны должно обратить особое внимание, ибо одной из существенных причин тому являются недостатки внутренней политики России, о котором оно наиболее осведомлено и на которое способно оказать существенное влияние.

Опасность разрушения целостности страны требует изменения вектора внутренней политики, образно сформулированному известным писателем-историком Мурадом Аджи: «Единый народ единой страны»1**. Вызовы, стоящие перед Россией во внешнем мире, обосновывают необходимость сплочения всех ее граждан, но не путем ущемления, а за счет обобщения уникального опыта народов, проживающими бок о бок на одной территории тысячелетиями, на основе общей неразрывной истории, общих героев и общих достижений, основанных на объективных фактах, а не на мифах. Представитель любой национальности не должен чувствовать себя здесь чужим и появившимся ниоткуда.

Что касается термина «тюрко-мусульманский», то его можно было бы заменить древним этнонимом «татарский»2**, не связывая исключительно с современными татарами, ибо так в основном именовались тюрко-мусульманские народы России вплоть до начала XX века27** Мусульманские народы Кавказа, как известно, называли кавказскими татарами и от того, что они хорошо владели одним из тюркских языков – кумыкским, использовавшимся для межнационального общения и одновременно являющимся распространителем общих культурно-духовных ценностей.

Характерная особенность тюрко-мусульманских народов - теснейшее переплетение национально-культурных традиций и языка с Исламом, формирующее самосознание отдельной личности. Поэтому проблемы, возникающие в религиозной сфере, пожалуй, являются наиболее чувствительными и вызывают острую реакцию.

В сочетании с другими болевыми точками российского общества, сужением возможностей цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций путем публичного протеста, обращения в госорганы, в суды и т.п., на общем фоне низкого уровня религиозных, культурно-исторических знаний, а также при наличии умелой пропаганды извне внутреннее недовольство постепенно перерастает в отчаянное отторжение от общества, неприятие всего, что связано с государством, а далее - в реальное фанатичное сопротивление с трагическими последствиями... Понятно, что прежде всего это затрагивает быстрое на подъем молодое поколение, не обладающее достаточным жизненным опытом.

Как известно, внутренняя политика государства формируется на базе существующего законодательства, решений государственных органов и практике по реализации этих актов различными организациями страны, в том числе в СМИ, системе образования, культуры и т.п. Имеющиеся в этой сфере несуразности вольно или невольно ущемляют права тюрко-мусульманских народов как по национальному, так и по религиозному принципу.

Негативные настроения вносит замалчивание роли тюрко-мусульманских народов в государственном строительстве. Также игнорируется наличие крупных татаро-тюркских государственных образований на российских просторах задолго до возникновения русского государства, перенявшего от них и территорию, и многие древние традиции, культуру, что косвенно подтверждает, например, и название страны “TARTARYA” в западных справочниках, энциклопедиях24** и на географических картах вплоть до начала XIX века. Россия скорее является преемницей Золотой Орды, чем не обозначенной ни на одной карте древней Руси, как это пытаются представить власти и в, так называемом, «Историко-культурном стандарте», родившегося в недрах Министерства образования и науки3**.

Противореча историческим фактам, конституционным принципам светскости государства и равенства народов4**, в законе “О свободе совести и о религиозных объединениях” выделена особая «роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»5**. Стратегия государственной национальной политики уточняет: «Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов»6**. Законом постановлено 21 сентября отмечать, как «День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)»7**, что противоречит имеющимся сведениям о совместной победе татаро-русского войска над раскольниками хана Мамая, о чем говорил и сам президент В.Путин.

Известны многолетние потуги по внесению в Конституцию положения об особой роли русского народа и православия с ликвидацией национальных республик через широко разрекламированный, т.н. «Научный макет новой Конституции России»8**, созданный коллективом ученых во главе с экс-руководителем РЖД В.И. Якуниным. На широких экранах и федеральных каналах телевидения демонстрируются и получают престижные премии такие фильмы, как «Кандагар» и «Орда», грубо искажающие историю, что, очевидно, не случайно. Замалчивание татаро-тюркского прошлого наблюдается и в федеральных музеях. Например, федеральный музей литературы в Москве рассказывает только о произведениях на русском языке, начиная с М.В. Ломоносова, даже не упоминая о существовавшей ранее и, к счастью, сохранившейся развитой татаро-тюркской поэзии.

Все это естественным образом перетекает в школьные учебники, а через них и в сознание российского народа, еще с царских времен отравляемого всевозможными мифами. Минкульт России в продолжении той же традиции пытается установить православный крест над братскими могилами красноармейцев в Польше, не обращая внимания на их вероисповедание9**. Подобные деяния никак не стыкуются с Основами законодательства о культуре, где сказано: «Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры…»10**.

Особую проблему представляет сохранение национального языка – важнейшей составляющей национальной культуры. Несмотря на то, что закон «О языках…» гласит: «Языки народов Российской Федерации - национальное достояние Российского государства. Языки народов Российской Федерации находятся под защитой государства»11** на деле это достояние постепенно утрачивается прежде всего из-за отсутствия мотивации для изучения родного языка, связанного с сужением сферы его применения в повседневной жизни. Тому же способствуют единые правила по сдаче ЕГЭ исключительно по-русски. Боязнь не набрать нужных баллов толкает родителей отдавать предпочтение изучению русского языка в школе для своих детей. При этом духовно-нравственные потери, дисгармонию будущей личности от утери родного языка никто не оценивает. А разве нужно знание русского языка в такой степени будущим инженерам и ученым? Разве выпускники национальных школ знают его хуже поступающих в ВУЗы иностранцев, потративших на освоение нового языка всего полгода-год?

Продекларированные государственными актами слова о равенстве прав народов и верующих, повсеместно нарушаемые обличенными властью государственными органами и чиновниками, являются питательной средой для центробежных настроений в стране и всех сопутствующих негативных явлений.

Провозглашенный Основным законом принцип светского характера нашего государства12** должен неукоснительно соблюдаться. Возможность предоставления религиозным организациям льгот и помощи от государства13** часто используется избирательно, сообщает Центр экономических и политических реформ: «Так одним из основных бенефициаров президентских грантов является Русская Православная Церковь. Крупные гранты на тематику православия выигрывают организации, непосредственно подконтрольные Московскому Патриархату, такие как Православная религиозная организация отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, организации, подконтрольные региональным епархиям. Кроме того, грантополучателями являются десятки региональных и федеральных общественных организаций, близких к РПЦ, таких как «Центр религиоведческих исследований», «Православная молодежь», «Союз православных граждан» и др. Несмотря на то, что большинство грантополучателей расположены в Москве, немало грантов выигрывают и региональные православные объединения».14**

Несправедливость видна невооруженным глазом, если пройтись по улицам столицы РФ, где количество церквей более чем в 200 раз превышает число мечетей. В 2015 г. количество храмов и часовен в Москве составило 1110, однако приходов (общин при храме, в которых не реже одного раза в неделю совершается богослужение) в столице всего 47515**. И это при 5 действующих мечетях, хотя мусульман в Москве больше, чем в Мекке! Подобное характерно и в других регионах, например, в Калининграде16**, где властями чинятся препятствия для строительства мечети.

Нередко крупные государственные учреждения: МВД, Мосгорсуд, МГИМО, МИФИ, МГУ и др. обзаводятся собственными православными храмами и часовнями. Широко транслируемые на федеральных телеканалах сюжеты об отправке гуманитарных грузов в Донецк регулярно сопровождаются кадрами с православными священниками, освящающими машины с грузом. К ним надо добавить картины освящения боевого оружия и знамен в армии, оборудования на промышленных объектах, путепроводах и т.п. Предметы культа и священники появляются в учебных и лечебных заведениях, наводя ужас на представителей иной веры. Публичное участие государственных деятелей в религиозных церемониях, их высказывания на тему славяно-православного единства противоречат закону «О свободе совести и религиозных объединениях»: «Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии»17**.

В пылу борьбы с экстремизмом нередки случаи применения правоохранительными органами жестких и необоснованных мер в отношении мусульман, запрета религиозной литературы18**. При этом мнение мусульманской общественности, верующих - специалистов в области Ислама, являющихся добропорядочными гражданами, никого не интересует. На федеральных каналах отсутствуют рассчитанные на широкую аудиторию передачи, регулярно рассказывающие об основах Ислама. Недавно прекратила свою работу единственная 15-минутная телепередача «Мусульмане», рассказывающая больше о мусульманах, чем о самой вере. Информационный вакуум рождает непонимание и, как следствие, недоверие, а порой необоснованную неприязнь одной группы граждан страны к другой.

Председатель общества исламоведов России Тауфик Ибрагим недавно выпустил книгу «Коранический гуманизм»19**, в которой раскрывается подлинный смысл отдельных положений Священного Корана, очищенный от многовековых устрашающих наслоений. К сожалению, подобная литература до массового читателя не доходит.

Надо отметить, что в особо сложном положении находится большая часть (не менее 75%) татаро-тюркских народов, находящихся в русско-православном окружении вне мест компактного проживания своего этноса. Здесь, как нигде, для сохранения национальной самобытности важна внутриобщинная солидарность, особенно в крупных мегаполисах, где возможности общения с соплеменниками ограничены.

Следствия урбанизации наглядно демонстрируют результаты Всероссийской переписи населения 200225** и 201026** годов. Сравним два рядом стоящих региона Москву и Московскую область20**. Графики показывают, что относительный прирост численности татар по сравнению с русскими за один и тот же период в Москве меньше на 23%, а в Московской области он, наоборот, выше на 3,4%. Конечно, татар по происхождению в Москве меньше не стало, но значительная часть среди них, особенно молодежь, не считает для себя важным так идентифицироваться, очевидно, в силу утраты связей со своими соплеменниками и влиянием среды большого города.

Противостоять тревожной тенденции ассимиляции можно лишь более активной работой в своем национальном сообществе относительно внешнего окружения, не сваливаясь при это в национальную замкнутость, грозящую отставанием от прогресса. Вполне понятно, что внутренняя политика огромного государства, а тем более мировоззрение отдельных чиновников не смогут измениться одномоментно. Поэтому здесь не стоит надеяться на существенную помощь властей, гораздо важнее развитие собственного потенциала - своих общественных институтов и деловых связей в направлении создания комфортной среды для национального развития на местном уровне. Примерами подобной самоорганизации могут быть татарское сообщество в Финляндии, действующее около полутора столетия21**, а также более свежий и близкий по условиям - Московский Еврейский Общинный Центр22**.

Наиболее приемлемой и законной формой общественного объединения для поддержки народов, находящихся в численном меньшинстве на данной территории, является национально-культурная автономия23**, имеющая трехуровневую структуру: местную, региональную и федеральную. Но форма только часть дела. Важно наполнить ее содержанием - деятельностью по активизации, собиранию своих соплеменников, накоплению и распространению знаний о своем народе.

К сожалению, существующие татарские автономии малоактивны и слабо влияют на региональное общество. Не слышно о выдвигаемых ими инициативах и предложениях во властные структуры, выступлений в защиту национальных интересов, отсутствует четкая программа работы, не видно взаимодействия автономий различных уровней, в которых пока задействована незначительная часть татар. Необходима упорная работа по обеспечению в них массового членства, применению передовых форм и принципов организации: демократичности и гласности в работе, выборности руководства на альтернативной основе, состязательности, здоровой конкуренции и т.п. Смыслом этой деятельности должны быть не только концерты, но и непосредственная работа с людьми, для чего необходимо создание необходимой инфраструктуры, включающей печатных и виртуальных СМИ, учреждений культуры, образования, социальной и благотворительной помощи и т.п. Все это, безусловно, потребует и серьезной материальной базы национального развития.

В указанной выше книге известный татарский ученый Агдас Бурганов предложил также Президенту Татарстана возглавить Федеральную национально-культурную автономию татар, что стало бы реальным воплощением идеи Большого Татарстана, соединяющего созидательные силы всех татар России. Документальным закреплением того могло бы стать оформление двойного гражданства Республики Татарстан для татар вне ее, что позволило бы им на более высоком уровне участвовать в решении важных национально-культурных проблем, естественно без ущемления прав других народов.

Заметим, что сегодня даже второй по численности коренной народ страны - татарский испытывает проблемы сохранения своей идентичности от того, что темпы ассимиляции значительно усилились. А в каком положении окажутся более малочисленные тюрко-мусульманские народы через два-три поколения, стронутые экономическими процессами со своих родных мест совсем недавно? Поэтому назрело время решать проблемы более тесного сотрудничества родственных народов, между которыми нет серьезных барьеров по языку, культуре и вере, имеющих общую историю и корни. В перспективе было бы целесообразно и достаточно несложно выработать общетюркский язык общения, достойный для выдвижения его на общероссийский государственный уровень наряду с русским.

Указанные меры по укреплению тюрко-мусульманской ветви народов, являющейся одним из столпов российского общества, смогли бы удовлетворить духовные и культурные интересы значительной части населения России, что позволит избежать многих тяжелых внутренних конфликтов, даст серьезный толчок ускоренному и гармоничному развитию единой страны в будущем.

Ссылки

  1. Мурад Аджи Великая степь. Приношение тюрка (сборник), М.: АСТ, 2014.
  2. Рафаэль Хакимов Татары: судьба этнонима. (Средние века). Научное издание. Ин-т истории АН РТ, Казань, 2016. С. 56.
  3. Общественное обсуждение проекта историко-культурного стандарта в Минобрнауки РФ.
  4. Конституция Российской Федерации ст. 5,14.
  5. ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях (от 26.09.1997 N 125), преамбула.
  6. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. (Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666).
  7. ФЗ О днях воинской славы (победных днях) России (от 13.03.1995 г. N 32).
  8. Научный макет новой Конституции России. / под ред. С.С.Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2011. — 456 с.
  9. Нужен ли крест?
  10. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1), ст.6.
  11. Закон РФ О языках народов Российской Федерации (от 25.10.1991 N 1807-I), преамбула.
  12. Конституция Российской Федерации ст. 14.
  13. ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях (от 26.09.1997 N 125), ст.4, п.3.
  14. Президентские гранты НКО: Поощрение лояльности вместо развития гражданского общества // ЦЭПР. 2015. декабрь.
  15. Святейший Патриарх Кирилл огласил статистические данные о церковной жизни Москвы.
  16. Иван Марков Мечеть в Калининграде еще не построили, но уже хотят снести. // Комсомольская правда. Калининград. - 2013. - 13 фев.
  17. ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях (от 26.09.1997 N 125), ст.4, п.4.
  18. Федеральный список экстремистских материалов.
  19. Тауфик Ибрагим Коранический гуманизм. М.: ИД Медина, 2015, - 578 с.
  20. Г.Искандер Татарам-москвичам пора подниматься с колен! // Звезда Поволжья - 2013. - 8 янв.
  21. Татарская община Финляндии.
  22. Сайт Московского Еврейского Общинного Центра (МЕОЦ).
  23. Агдас Бурганов Приглашение мессии. М.: Калиграф, 2012. - 220 с. С.213.
  24. Encyclopedia Britannica, vol. III. Edinburgh, 1771, p.887.
  25. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том 4 - "Национальный состав и владение языками, гражданство".
  26. Всероссийская перепись населения 2010. Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
  27. Закиев М.З. История татарского народа (Этнические корни, формирование и развитие). М.: ИНСАН, 2008 – 560 с. С.9.
Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх