Вопросы веры и религиозные организации
Открытое обращение против клерикализации светской школы от 23.07.2009

|
Президенту РФ Д.А.Медведеву
103132, Москва, ул. Ильинка, д.23
Копии:
Председателю правительства РФ В.В.Путину
103274, Москва, Краснопресненская наб., д. 2, стр. 2
Министру образования и науки РФ А. А.Фурсенко
125993, Москва, ГСП-3, Тверская ул., д. 11
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
В.П.Лукину
107084, Москва, ул. Мясницкая, д. 47
Председателю Комиссии Общественной палаты РФ
по межнациональным отношениям и свободе совести
Н. К. Сванидзе
125993, г. Москва, ГСП - 3 Миусская пл., д. 7, стр. 1
Члену Комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести
М. Л. Шевченко
125993, г. Москва, ГСП - 3 Миусская пл., д. 7, стр. 1
Директору Московского бюро по правам человека,
члену Комиссии Общественной палаты РФ по
межнациональным отношениям и свободе совести
А. С. Броду
125993, г. Москва, ГСП - 3 Миусская пл., д. 7, стр. 1
Члену Комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести
В. А. Тишкову
125993, г. Москва, ГСП - 3 Миусская пл., д. 7, стр. 1
Председателю Комиссии Общественной палаты РФ
по вопросам развития гражданского общества
М. А. Слободской
125993, г. Москва, ГСП - 3 Миусская пл., д. 7, стр. 1
|
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
К Вам обращаются сторонники светского правового государства, люди разных взглядов и убеждений, вероучений и профессий, родители учащихся российских школ, граждане РФ, для которых свобода совести и убеждений являются большой ценностью.
Ваше решение о поддержке инициативы ряда религиозных объединений страны о введении преподавания основ религий в школе является ответом на требования отдельных конфессий (в первую очередь РПЦ МП) и, как было отмечено Вами, не должно нарушать светскости государства, учитывать интересы представителей всех конфессий и религий, людей иных убеждений. Формально в рамках обязательной образовательной области "Духовно-нравственное воспитание" на выбор будут предлагаться основы одной из религий (в частности ОПК), "История мировых религий" и основы этики, то есть будут соблюдены интересы и верующих отдельных конфессий, атеистов и агностиков. Но в России уже сложилась порочная и внеправовая практика преподавания "Основ православной культуры" (ОПК) не как "культурологического" предмета, а как катехизаторского, вероучительного, которую сами сторонники преподавания ОПК менять не собираются. Именно вокруг этого предмета и ведется большинство споров, поскольку его РПЦ МП хочет ввести
во всех школах страны. Мы обращаем Ваше внимание на следующие вопиющие моменты:
- "Культурологичность ОПК" в школе является лишь прикрытием для катехизации детей, что показывает весь опыт преподавания ОПК в школах за последние 10 лет. Представители Московской патриархии не раз заявляли о том, что задачей ОПК является "формирование православного мировоззрения" у детей, т. е. катехизация. Что совершено недопустимо. Сложившаяся за 10 лет практика, существующие учебники лишь подтверждают этот факт. Самый известный учебник по ОПК Аллы Бородиной, как и многие другие, является по сути пересказом "Закона Божьего".
- ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ предмет "Духовно-нравственное воспитание" позиционируется как воспитательный предмет. По ст.63 СК РФ: “Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами”. Данный же обязательный предмет в школе узурпирует это право. Это явное нарушение данной статьи СК РФ, реализующего подписанную нашим государством Конвенцию о правах ребенка (а именно Часть I. Статья 14 ). Родители имеют законное право не передавать воспитательные функции школе, но в данном случае предмет ДНВ это право исключает.
- Все вопросы о якобы ущемленных правах на свободу вероисповедания из-за отсутствия религиозных "знаний" в школе, не имеют никакой правовой основы. Здесь представители РПЦ в своих предложениях подменили право обязанностью: право выбора религиозного образования на обязательный выбор из ограниченных альтернатив религиозного образования, которые никак не охватывают и не могут охватить все многообразие религий, верований и культов, существующих в России. Право же получить православное религиозное образование уже каждый может реализовать, поступив в воскресную школу при храме.
- Изучение православной веры становится фактически обязательным во многих регионах страны. Сторонники ОПК ставят в пример Белгородскую область, где предмет "Православная культура" является обязательным, согласно областному закону, с 2006 года. Детям членов протестантских церквей теперь грозят тем, что их не аттестуют и не выдадут диплом о среднем образовании, если они не будут изучать православие. Кроме того, в июне 2009 года Минобрнауки РФ опубликовало проекты федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего и начального образования второго поколения, а также "Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников", где подчеркивалось, что изучение основ российских религий может являться вариативным компонентом программ воспитания и социализации школьников. Однако патриарх Кирилл в письме от 15.06.2009 на имя министра Минобрнауки Фурсенко А.А. потребовал сделать предмет "Духовно-нравственная культура" обязательным, включив в инвариантную часть базисного учебного плана ФГОС общего образования второго поколения. Таким образом, за отсутствием учителей по этике и "Истории мировых религий", против которых, к примеру, выступал митрополит Калужский Климент (Капалин), или же под влиянием православного духовенства и руководства школ в учебных заведениях будут внедряться именно ОПК.
- Предложения сторонников преподавания ОПК носят безответственный характер, поскольку отсутствуют общепринятые и прошедшие общественное обсуждение учебники по "Основам православной культуры". Более того, лишь в июне 2009 года Московской патриархией была образована редакционная комиссия по подготовке учебника по ОПК и секретарь этой комиссии протодиакон Андрей Кураев отметил, что на написание учебника уйдет как минимум три года. Остается непонятным, что собираются преподавать представители РПЦ в обязательном порядке во всех школах страны. Более мягкий и гибкий курс "Истоки" (преподается в Костромской, Вологодской, Владимирской и др. областях), соединяющий в себе краеведению и историю православия, не принимается во внимание сторонниками ОПК.
- Разработанные при участии представителей РПЦ МП курсы и учебники ОПК носят по существу националистический и ксенофобский характер.
Судя по существующим учебникам ОПК, в т. ч. и Аллы Бородиной, которые до недавнего времени продвигались Московской патриархией, детей будут учить тому, что русский обязан быть православным (этому посвящена первая глава данного учебника), а представители всех остальных конфессий являются "сектантами". Например, в учебнике Бородиной есть упоминания о "новых сектах", которые, по мнению Бородиной, "принесли много бед и страданий россиянам: психические заболевания, убийства, самоубийства, потеря семей и имущества" (А.В. Бородина. Основы православной культуры. М., 2005, с. 10-11). Между тем, под "новыми сектами" чаще всего имеются в виду неправославные христианские церкви.
Также, некорректные высказывания есть и в других учебниках: так в учебнике "Основы православной культуры земли Смоленской" (Смоленск, 2004), который вышел под общей редакцией митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), на странице 166 этого учебного пособия, в частности, есть параграф "Распространение сект и оккультных учений", который предупреждает детей о распространении "многочисленных сект и сомнительных псевдодуховных учителей". Далее в учебнике ставится знак равенства между оккультизмом и евангельскими церквями: "Огромными тиражами в страну ввозилась, а вскоре начала издаваться и в России – оккультная, протестантская литература… Всеми правдами и неправдами секты пытались закрепиться на территории России и создать себе наиболее благоприятные условия, понимая, что с окончанием эпохи вседозволенности таких возможностей у них больше не будет".
Стремление преподавать сильно идеологизированный курс православия вызвало антиклерикальное движение в защиту светского государства и случаи разжигания межрелигиозной розни по отношению, в основном, к неправославным христианским церквям по всей стране. Разделение на русских и нерусских, на православных и неправославных, на "традиционных" и "нетрадиционных сектантов", волюнтаризм в преподавании ОПК может привести и уже приводит к межнациональным и межрелигиозным конфликтам. В 2007 году, например, в пос. Грибановский Воронежской области 1 сентября был избит сын пастора протестантской церкви, так как он не участвовал в православном молебне. В целом ряде регионов дети пятидесятников, адвентистов, баптистов страдали от "антисектантских" лекций местного духовенства РПЦ МП. Помимо буддийских и мусульманских регионов в России существует много других субъектов РФ, которые по определению считаются территорией РПЦ МП, но где живут россияне – старообрядцы, католики, протестанты, представители иных религий, агностики, атеисты и т.д. Именно в таких "православных" регионах идеологизированный курс изучения православия и дискриминационная политика чиновников по отношению к иным конфессиям вносит разделения в общество, подрывает доверие к власти в целом.
Немаловажно, что в число "духовных союзников" государства также не включены общественные организации нерелигиозной направленности, граждане атеистического мировоззрения. Это создает опасную предпосылку для толкования многочисленной группы населения нашей страны как людей бездуховных, которые по определению неспособны стать в один ряд духовных союзников государства в деле воспитания школьников вместе с религиозными конфессиями. Яркий факт - представители интеллигенции были возмущены тем, что руководители РПЦ МП называли авторов письма 10 академиков президенту РФ в 2007 году "некомпетентными людьми со старым мышлением" и "врагами Церкви". Также автоматически врагами Церкви становятся защитники музеев (в частности, музея-заповедника "Рязанский кремль") от посягательств епархий и вообще все сторонники светскости.
Таким образом, мы требуем:
1. Любая организация (в том числе и религиозная) должна участвовать в воспитании и социализации детей при одном условии – несомненных, положительных, объективных результатов предварительной апробации ее воспитательной педагогической методики, соответствующих масштабам ее претензий за длительный период.
Педагогические ошибки - практически неисправимы. Поэтому мы, родители, требуем от организаций, претендующих на участие в воспитании наших детей, подтвержденного положительного результата их педагогической методики. У РПЦ опыт воспитания людей исчисляется столетиями и результаты его отрицательны.
2. Отправить проект "Концепции духовно-нравственного воспитания школьников" на доработку. Особое внимание при доработке необходимо уделить исключению даже возможности нарушения конституционного принципа свободы выбора вероисповедания, принципа равенства ВСЕХ религий, культов и мировоззрений, законного права родителей самим определять порядок воспитания своих детей, в том числе и в области вероисповедания.
3. Исключить деление религий на "традиционные" и "нетрадиционные", соблюсти конституционные принципы светскости в образовании, равенства всех конфессий перед законом и необходимость сотрудничества государства со всеми общественными организациями, в т. ч. и с религиозными объединениями России, как активными участниками построения гражданского общества в нашей стране.
4. Рассмотреть предложение по введению вместо множества конфессионально ориентированых предметов, которые только увеличат разобщенность детей по религиозному признаку, цельного светского курса "религиоведение" рассказывающего об истории и причинах возникновения всех религий, разбирающего каждую религию в отдельности и их соответствие научному мировоззрению, в том числе и раскрывающем атеистическую позицию по данному вопросу.
5. В целях сохранения свободы выбора у родителей и учащихся разных вер и убеждений, объективности изучения культурологических основ российских религий, соответствия изучения основ религий светскому характеру государственного образования, Конституции РФ и ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" предлагаем создать при Минобрнауки РФ Наблюдательный совет из общественных и религиозных деятелей, правозащитников, юристов, представителей родителей, которые выступали с обращениями в адрес органов власти как в защиту, так и с критикой преподавания религии в светской школе.
23 июля 2009 г.
г. Москва
Ссылки:
Блог Владимира Абдрашитова - автора Обращения
Сайт Славянского правового центра
Обсуждение на форуме МТСС
1. Искандяров Гаяр Ахметович, председатель ОО "Фонд Развития Мусульманских Народов", РФ, г. Москва , http://mtss.ru "Предлагаю назвать новый предмет "Основы нравственности". Это то, чего сейчас не хватает в обществе. Смысл одного из хадисов пророка Мухаммеда (мир ему!) примерно звучит так: "Нравственность - основа веры". Важно изучать не обрядовые различия, а нравственные стороны вероучений, которые объединяют людей в служении Добру."
2. ШИАБЕТДИН ШАМИЛ СЯМИУЛЛАулы, НЕ РАБ. Борец с русским фашизмом в РОССИИ, РФ, Москва , http://my.mail.ru/mail/chypyrtak/ "РФ лишает татарских детей, юных граждан своей страны, возможности обучаться на своем родном языке. Вы русские создаете нам проблем! Нам нужно объединится пока идет процесс объединения в России, а потом уж будет стоят другой вопрос. Нас когда-то Русь разъединило, 5 миллионов ТАТАР живут на своих территориях вне республики ТАТАРСТАНА. В РОССИИ сегодня идет процесс укрупнения и я считаю нам надо бы воспользоваться этим процессом, т.к. мы ТАТАРЫ единый народ."
3. Мустакимов Ягафар Наилевич, РФ, Башкортостан
4. Соломянный Роман Евгеньевич, Системный администратор, РФ, Санкт-Петербург , http://spb.net21.ru "Все религии равны, Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна."
5. Хабибуллин Ренат Ильшатович, Безработный, РФ, Москва
6. Агишева Диляра Ибрагимовна, Воспитатель, РФ, г. Москва "Создаются неравные условия меньшинств в сравнении с титульной конфессией, чьи каноны и постулаты день и ночь транслируются по всем СМИ. Надо ввести в программу школы основы нравственности, базирующиеся на непреходящих ценностях мировой культуры. Зачем детей разделять по ритуальными канонам? Школа должна воспитывать будущее поколение в уважении других взглядов и культур!"
7. Бикбаев Аскер Фатехович, чл ЦКС НДП Ватан, РФ, Москва
8. имаев тимур рауфович, контролер,будущий преподаватель русского языка и литературы, РФ, Башкортостан "Все правильно написали в статье.Татарам России давно пора требовать преподавания на своем родном языке в местах компактного проживания татар,основы ислама тоже должны освещаться в таких школах,причем важно учитывать исторический аспект развития религий.Про насильственную христианизацию татарского народа надо рассказывать детям.Кто не помнит своего прошлого,не может иметь достойного будущего.Имперскому мышлению не место в развитии современной России."
9. Зиганшин Асгать Гильметдинулы, пенсионер подработывающий, РФ, Белгород г Старый Оскол , http://nuclear-tatar.nm.ru/ "Чему могут научить молодежь уроки "Божье слово" - "Боже , царя храни" ? РПЦ МП , за свою историю существования в Московии , России , СССР и Рф-Россия , не захотела , даже , научить свою паству строить бани ! А вот отмечать всякие события , приняв на грудь горячительное , то , это православием не возбраняется . Религия - это нужная вещь для воспитания детей ! Для этой цели подходит только религия Ислам ."
10. Салахова Сания Джафаровна, пенсионер, общественница, РФ, г. Москва
11. Медведева Надира Габдулазяновна, общественница и распространитель татарских книг, РФ, г. Москва
12. Имаметдинов Аббас Яхиевич, врач, общественный деятель, РФ, г. Москва
13. бикташева эльвира маратовна, домохозяйка, РФ, башкортостан "Нельзя так. Ислам забыли?В России ведь есть и татары и башкиры,и много других национальностей, исповедующих Ислам.А то получается,что всем российским детям навязывают русскую религию. Насильно мил не будешь - так ведь говорится в народной пословице. И еще: Со своим уставом в чужой монастырь не лезут."
14. Якубов Рушан Энверович, Директор компании по разработке вэб-сайтов, РФ, Москва , http://www.rushtime.ru "Если и делать, то действительно "цельный светский курс "религиоведение" рассказывающий об истории и причинах возникновения всех религий, разбирающего каждую религию в отдельности и их соответствие научному мировоззрению, в том числе и раскрывающем атеистическую позицию по данному вопросу". А то получается насильное вовлечение детей в какую-то одну веру. Так нельзя! Детей надо учить знаниям, а не обращать их в какую-либо веру."
15. Бикмамбетов Анварбек Адгамович, Капитан Дальнего Плавания, РФ, Астрахань "Вопрос серьезный, цена - развал нашей Федерации. Религия - право личности, не может насаждаться государством. Практика последних лет показывает обратное. Боевые знамена, вручаемые воинским подразделениям освящаются святой водой и православной молитвой перед строем солдат. Такое знамя никак не может быть святыней для воинов не православной религии. Солдат России присягает Российскому Знамени, но никак не православному. Создавать войска православные, мусульманские и т.д? Зачем вносить раздор?!"
16. Галимов Рафкат Габдурахманович, председатель ОО "Туган Тел", председательТНКА ВАО г.Москвы, чл. Совета РТНКА г.Москвы, ветеран ВОВ, РФ, Москва
17. Шигапов Дияр Гаярович, мусульманин, РФ, Москва "Я против изучения в школах основ одной религии - если уж изучать, то основы всех религий - причем преподавать , по моему мнению , должны люди, непосредственно практикующие ту или иную религию, причем не ущемляя чести и достоинства других религий и верующих людей"
18. Ильясова Зельфира , РФ, Москва "В школах предмет религия может преподаваться только как факультативный предмет. В религии нет принуждения. Что будет с ребенком, если в классе все 19 детей - дети христиан, и только один окажется из мусульманской семьи, или же буддисткой, или еще какой то. У нас по Конституции светская страна, не нарушайте Конституцию господа!"
19. Насыров Монир Мавлетович, инженер-строитель, РФ, г.Ульяновск "Одобряем! После обращения-письма 10-ти академиков в Ульяновске нами был организован пикет в поддержку."
20. Фаттахов Ашраф Мидхатович, юрист, РФ, Москва
21. Ахметов Наиль Зарифуллович, менеджер, РФ, Чувашия, г.Канаш "Полностью поддерживаю, начальное религиозное образование - это прераготива семьи, а не школы! Эти шаги антиконституционны, вводят напряжение в межконфиссиональных отношениях в обществе, что очень опасно для многоконфиссионального государства каковым и является Россия!"
22. Умутбаева Зимфира Сафаргалеевна, учитель истории, культуры и этнографии татар, РФ, Челябинская область "на практике выходит именно не преподавание, а миссионерская деятельность РПЦ, что особенно опасно в условиях смешан. браков и религиозн. неграмотности большинства родителей."
23. Гайсин Юлай Юнусович, Юрист, юриспруденция, РФ, приморский край , http://l-consultation.narod.ru/ "Иудеи вывели идею высшей нации на духовный уровень 2000 лет назад исходя из учений египтян, в наши дни сия утопия постигла Россию в форме христианизации и руссификации, Египта нет, Иудаизма нет (5-процентный барьер), России не будет!"
24. Халиков Рамиль Романович, студент, РФ, Ульяновская область город Димитровград
25. Истомина Венера Муфараковна, РФ, Г. Тобольск Тюменской области "Религиозное воспитание должны осуществлять родители в семьях. В школах настолько разный национальный состав детей, что введение основ какой-то одной религии неизбежно ущемит национальное достоинство остальных детей."
26. Xxxx Xxxx Xxxx, Образование, РФ, Башкортостан "Хочу воспитать своих детей в своей религии!"
27. Шакиров Роман Рашидович, Инд.частный предприниматель, РФ, Челябинская область "Вопрос очень серьёзный,за год-два не решить.Не наломать бы дров-все подходы должны быть ВЗВЕШЕННЫМИ!!"
28. Хайруллина Танзиля Тагировна, образование, РФ, Самарская область, г. Тольятти
29. Искандярова Джамиля , Пресса, РФ, Москва
30. Миначев Мохаммәт Миначулы, председателҗ НДП "Ватан", РФ, Москва
31. Исхакова Голфия Загитовна, режиссер, РФ Удмуртия, г. Воткинск "Если мы хотим чтоб дети со школьной скамьи уважали других наций, они должны знать основу всех религий. Мало в школах других проблем? Или мы сами себе ищем дополнительную головную боль? Каждый человек будет защищать свою религию"
32. Хамидуллина Зульфия , Казахстан, Караганда "Дискриминация!!! Беспредел!!! Возврат в прошлое! Просьба - запретить преподование религии в светских школах! Где Свет?! Где Вера?! Где Истинная Святость и Любовь?!"
33. Сайфуллин Алмаз Аксанович, Офицер запаса ВДВ, казак, ведущий инженер., РФ, Башкортостан "В Башкирии обучают башкирскому языку все районы, открывают баш. филармонии, лицеи, хотя там 99 пр. другие нации. Этим только прибавили ненависть к башкирскому народу и языку. Не надо забывать о том, что в России не только православные, но есть и мусульмане и буддисты. Хорошо использовать опыт казачьих войск старой России. Основа казачества - это веротерпимость, дружба во имя России и ни каких проблем не было."
34. Кепко Сергей Алексеевич, РФ, Петербург "Современная церковь это по сути учение о вере в учителя, а не вера в его учение. Если сейчас все православные начнут точно исповедовать учение Иисуса, то некому будет делать инновации и модернизации. Если нам нужен предмет по воспитанию терпимости, то с этим может справляться этика, литература, история. Религии в школе можно рассматривать только как исторический опыт, как историю религиозных философий."
35. Фаттахов Анвар Мидхатович, переводчик, Fl (USA), Orlando , http://twitter.com/fattaxov
36. Хусаинов Рустем , фельдшер, РФ, Татарстан "Школа не место для изучения религий, тем более только одной- православной. Если изучать, то ВСЕ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ. Россия православная страна, так же как и мусульманская, буддистская и т.п."
37. Айнетдинова Наиля Равилевна, домохозяйка, РФ, Москва "В последнее время государство все чаще и чаще привлекает служителей РПЦ к разным событиям. Зачем? Чтобы управлять людьми!!! Через них намного проще. У нас в конституции написано: церковь отделена от государства. А в школе и семье надо учить основам морали, уважению и почитанию. И тогда будет мир в душах и умах."
38. Хусниева Лилия Алексеевна, Студентка, РФ, Свердловская область
39. Абляскин Ильяс Салихович, ветврач, РФ, пензенская обл Пенза "история повторяется Иван Грозный в свое время физическое насилие применял в навязывании религии а здесь моральное попробуй мусульманин не явись на урок преподавания -навязывания-православной религии могут запросто исключить из школы у нас в семье юмористическое отношение к этим урокам интересно - кто финансирует это однобкое образование"
40. Рамазанова Гузель , студентка, РФ, Екатеринбург
41. ХАФИЗ Ринат , пенсионер, РФ, центральный Москва "все наши проблемы созданы теми же людьми, к кому это обращение"
Подписи собраны в Интернете на сайте mtss.ru
|