-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Наши земляки

Истоки творчества режиссера А. Старковой

Впервые об Аклиме-ханум я услышала из рассказов моей мамы. Семья деда по материнской линии после раскулачивания разместилась в подвалах Дорогомилова. Казалось, в то время вся татарская Москва сосредоточилась, именно здесь. Ни полуголодное существование, ни большая скученность проживающего там народа не омрачили воспоминаний молодости, наверное, уж так устроен человек - помнить только хорошее.

"Бывало, выйдешь на кухню, - рассказывала мама, - все в сборе, - и старики и молодежь.

Здесь можно узнать последние новости, говорят по-татарски – улыбаясь, с теплом в голосе, продолжала, - успевают готовить, спорить, да еще и посплетничать ".

Несмотря на тяжелые времена, жизнь шла своим чередом. Молодежь веселилась, устраивала вечеринки и, конечно же, влюблялась. Много семейных пар зародилось тогда. Перечисляя их, мама называла Акиму и Абдрахманчика. Они нашли друг друга и прожили счастливую жизнь, но это было позже. А пока все по порядку.

Основной приток татар на территорию Сибири пришелся на 20-30гг. прошлого столетия.

И дед А. Старковой со своим семейством перебрался в эти края и поселился в далеком Иркутске, где и родилась наша героиня. Во многих районах появлялись татарские деревни. Строились мечети, они и были центром общения народа.

А. Старкова. Помню, недалеко от дома находилась мечеть. И всегда перед большими праздниками мои тети ходили прибираться в ней и мыть окна. Я, же, во всем стараясь походить на взрослых, брала свое маленькое ведерко и помогала, как могла. Закончив уборку, мы поднимались на минарет и любовались панорамой города. Память и по сей день, спустя уже много лет, вновь и вновь, возвращает звуки и образы моего счастливого детства: это и шумный, изобильный базар, где со всех сторон раздавались крики «омуль горячий», «омуль таежный», «омуль с душком», звон колоколов кафедрального собора и призыв муэдзинов к утренней молитве. А как забыть красавицу Ангару, речку Ушаковку, неповторимый колорит старых улиц, сформировавшихся под влиянием разных культур и народов здесь проживающих, и, конечно же, до боли знакомые и родные лица земляков.

Мне рано пришлось переехать в Тулун. Этот небольшой городок знаменит своей опытной станцией по выращиванию отборных сортов пшеницы. В кинофильме « Простая история» Н. Мордюкова спрашивает у своего агронома, что это за сорт пшеницы «Тулун-70 ».

После смерти мамы я жила у дедушки. Мой дед, Бекбулатов Гайнельислам, был муллой, начитанным, умным и образованным человеком.

В городе насчитывалось пять школ, в одной из них - татарской, завучем была моя двоюродная сестра. На проводимых ею концертах я часто декламировала стихи Г.Тукая и Н. Некрасова, присутствующие женщины утирали слезы, видимо, так на них воздействовали мои актерские способности.

В татарских семьях, соблюдавших исламский порядок, национальные традиции и обычаи передавались из поколения в поколение. В Сибири исламу – 600 лет, его распространение особенно активизировалось в XVIII-XIX веках, при поддержке царского правительства, желающего привлечь мусульманское население на сторону Российского государства. Это ему удалось, и отношение к религии было весьма серьезным, крепло из года в год. И, поэтому, детей, желающих во всем походить на старших, не надо было заставлять поститься, делали они это добровольно, без всякого принуждения. Во время Великого Рамадана, вся ребятня вместе с взрослыми ходили в мечеть.

А. Старкова. Бывало, мужчины в тюбетейках, женщины в нарядных одеждах и, обязательно с покрытыми головами, читали намаз, а мы ждали, когда, же, мулла закончит свою проповедь, чтобы гурьбой бежать домой - «авыз ачарга» - разговляться.

С вводом латинского шрифта, дед забрал нас из татарской школы. Он был противником латыни и велел нам учить русскую литературу.

В 1935г. Аклима-ханум со своим дядей переехала в Красноярск. Наступали страшные годы культа личности. В городах были разрушены мечети, закрыты национальные школы, уничтожены религиозные и светские книги, имеющие историческую и художественную ценность, подвергались массовым репрессиям миллионы ни в чем неповинных людей. В 1937г. беда не обошла и их дом - арестовали дядю, профессионального переводчика и образованного человека. Вскоре он был расстрелян и реабилитирован только в восьмидесятые годы.

Аклима с родственниками переезжает в Москву. Неожиданно на страну обрушилась война. Вместе со всем народом тяжело пережили годы лихолетья, выстрадали долгожданную победу. На дворе уже был май 1945г.

А.Старкова. Я поступила в ГИТИС, татарскую студию. Этим обязана Азизе-опе, сестре моего отца, которая стала мне второй матерью, и помогла сделать правильный профессиональный выбор. Будучи по природе мудрым человеком, она пользовалась заслуженным авторитетом моих преподавателей и, как знаток языка и национальной культуры, часто присутствовала на экзаменах и репетициях, точно указывая на наши недоработки.

После окончания института стажировку проходила в Казани, в театре Юного зрителя.

Вернувшись в Москву, в 1951г., А. Старкова получила предложение перейти на телевидение. Так татарка-сибирячка оказалась у истоков развития новой отрасли.

Это сегодня телевидение – мощная индустрия, обладающая огромными активами и многочисленными каналами вещания, а тогда Московская телестудия вела передачи только по одной программе. Специально для телевидения не было снято ни одного киносюжета, не говоря уже о фильмах. На единственной кинокамере по ночам снимались концертные номера. Техническое несовершенство полностью компенсировалось мастерством и ответственностью работников. Шла борьба за каждую пленко-минуту. Первый концерт удалось смонтировать лишь в 1952г.

Вначале А. Старкова работала помощником режиссера общественно-политических передач, испытывая огромную радость от каждого, даже маленького, скромного успеха.

К тому времени моя мама вышла замуж, и давно покинула Дорогомиловские пенаты. Но часто в ее речах нет-нет, да и звучали ностальгические нотки по прожитым, тем годам. Помню, сколько ж было радости, когда, как-то вечером, смотря телевизор, вдруг увидела знакомую фамилию и вскрикнула: "Аклимочка!" С тех пор мы долгое время выискивали ее в титрах телепередач и, когда находили, - шумно радовались, как встрече со старой знакомой.

А Аклима–ханум с настойчивым упорством осваивала новые технологии. Там были свои сложности. К ее работе, уже, в качестве режиссера, предъявлялись высокие требования: время эфира было жестко регламентировано, и требовался посекундный расчет продолжительности дикторского текста и показа отснятых на пленку сюжетов или концертных номеров. Сбои были недопустимы, и поэтому работать приходилось с максимальной отдачей.

Профессия была живой и интересной. Порой невозможно предположить, какие неожиданности и сюрпризы она тебе готовит.

А. Старкова. "Как-то проводили репетицию передачи о Кремле , расставили камеры, экскурсовод рассказывает, а мы по размеченному монтажному листу должны показывать кремлевские площади и здания. И тут у нас возникла трудность: показав Соборную площадь, надо было перейти на Ивановскую. Между ними приличное расстояние . А как? Передвижка-то одна.

Технические службы попросили на переброску установки полчаса, но такую "дыру" и в передаче нечем заполнить. В конце концов, после бурных дебатов, решили, что в это время из студии будут показаны репродукции Кремля с пояснениями ведущего.

В числе ее лучших работ отмечен цикл передач «Здесь жил и работал В.И. Ленин», удостоенный диплома I-ой степени, «Московский Кремль». Широкий отклик общественности вызвали фильмы, посвященные нефтяникам Татарии, ее добром и трудолюбивом народе, сюжеты о подвигах и героях Великой Отечественной войны. Так Аклима-ханум в соавторстве с Исхаком Забировым сняла фильм о Мусе Джалиле. Кому, как ни ей, пережившей войну, татарке, не помнить героя, поэта и мужественного земляка.

Основная сюжетная линия картины выстраивалась по воспоминаниям сокамерников Мусы по Моабитскому концлагерю - Г. Фахрутдинова, Ф. Султанбекова из Узбекистана и Р .Хисамутдинова из Киргизии.

А.Старкова. В лагере Муса вел себя мужественно, был активен, организовал из своих земляков татарский ансамбль. Они читали стихи, пели народные песни, плясали, выдавая себя за профессионалов, не зная при этом ни единой ноты. Этих выступлений узники ждали с нетерпением. Знакомые мелодии теребили душу, напоминая родных, близких, родину. Крепла надежду на возвращение и победу. И это духовное родство было важным для всех, исполнителей и слушателей, волею судьбы заброшенных в фашистские застенки, помогло выстоять в нечеловеческих условиях. Затем побег, поодиночке, через Германию во Францию, вступление в легион, награждение орденами, и, наконец, Россия. Уже без М. Джалиля, его обезглавили немцы. Своим подвигом и выстраданной жизнью фразой «Песнь свою я посвятил народу, жизнь свою народу посвящу» он вошел в бессмертие».

А на вопрос, почему же они не остались на Западе, один из гостей ответил: « Нам нужен был только черный хлеб и Родина».

Великое уважение и благодарность выразила творческая группа к участникам встречи, и постаралась пронести эти чувства через весь фильм.

Отношение к телевидению было тогда необыкновенно теплым.

А.Старкова. На наши просьбы обычно откликались с готовностью. Музеи разрешали вывозить на съемочные площадки знамена прославленных полков, ценные экспонаты и реликвии. А когда мы задумали рассказать о Федоскинских миниатюрах, мастера-умельцы задолго до передачи сложили свои сокровища в коробку, посадили меня в бричку и под проливным дождем проводили до станции, чтобы операторы могли заранее решить, как лучше показать эти работы. И никаких тебе расписок, все на доверии. И таких счастливых дней у нас было много".

Шли года, нарабатывался опыт. С представителями Центрального телевидения Аклима Хасановна участвовала в открытие телевизионных студий в Минске, Кишиневе, Горьком, Якутии. Высокий профессионализм, большая работоспособность, доброжелательное отношение к людям - это характерные качества Старковой, как человека. Поэтому, до сих пор она получает теплые письма и поздравления от своих многочисленных знакомых из разных городов страны, и теперь, уже после распада СССР, других государств.

В ее творческой биографии значительное место занимала космичаская тема. Много сил и любви отдала таким передачам, как «Звездная эстафета», «Впереди века», «Один вопрос героям космоса».

А.Старкова. Запомнилась встреча Ю. Гагарина во Внуковском аэродроме.

«Но, что творится на площади! Плакаты: «Чур, я второй, Жди нас, космос! Операторы дают крупный план – лица, лица. Вот когда работа – наслаждение! Выход в эфир с таким репортажем - это счастье».

Аклиме-ханум приходилось много раз в Звездном городке, вести беседы с прославленными героями перед камерой и микрофоном.

Насыщенная жизнь, переезды, встречи с людьми, события и еще многое, о чем, рассказала Аклима – ханум, когда мне довелось побывать у нее в гостях. При общении с ней, нельзя не отметить, цепкий, живой ум, смелость суждений, присущее чувство юмора, нет-нет, да и выдаст в разговоре нечто эдакое. Иначе и быть не могло, чутье партнера и ситуации, - это профессиональные качества мастера, ведь она - первый в стране женщина – телережиссер. Уверенные действия, поставленный голос, в дополнение к вышесказанному, подчеркивает, какой богатый, творческий потенциал хранит в себе этот человек. За чашкой чая, как принято в татарских домах, мы беседовали, смотрели фотографии: Аклима Хасановна в окружении коллег с генсеком Н.С. Хрущевым, с космонавтом В. Комаровым, которого хорошо знала, с первым покорителем неба Юрием Гагариным. Ее работы отмечены благодарностями и грамотами. В одной из них пишет профессор О. Пыжова: «Режиссерские и педагогические способности мы имели возможность наблюдать в работе с таким трудным материалом, как национальная студия ГИТИСа. Работа над отрывками, которые делала А. Старкова, характерны точной идейно-политической направленностью, отличной разработкой роли, и интересным замыслом». Она воспитала плеяду молодых режиссеров, и долгое время работала в Совете ветеранов работников телевидения.

Всю свою жизнь Аклима-ханум посвятила любимой работе; на семью оставалось меньше времени, чем хотелось, и в этом она ощущала большую поддержку мужа, возложившему на себя, помимо основной, домашнюю работу и воспитание сына. Теперь мужа уже нет в живых, а боль утраты с каждым годом только возрастает.

Я тоже слышала от своих, что у Абдрахманчика в подвале было много друзей. Его чтили и уважали, как доброго и мудрого человека, обращались к нему чаще ласкательным именем. Разговоры вновь вернулись к Дорогомилову. Прошли десятилетия, и теперь уже мы с Аклимой-ханум заново пережили историю, начатою моей мамой.

Она вышла меня проводить, и я еще раз убедилась, - у творческих людей нет возраста. С присущей ей легкой иронией, одергивая себя не раз: « "Эх, годы, годы…, что–то, ты, Старкова, сдаешь!" - бодрой походкой продолжила путь. И, напоследок, добавила, что очень любит татарские песни.

Д. Агишева.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх