Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla





Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Наши земляки / Музыка - Исполнители

Роза ДжандосоваРоза Джандосова,
     журналист, г.Москва

ЛЕГЕНДАРНЫЙ МАЭСТРО АЛМА-АТЫ…

…Судьба и дирижерское искусство ФУАТА МАНСУРОВА, именитого алмаатинца, была также тесно связана с Москвой и Казанью. Регалий его не счесть – «Народный артист России», «Народный артист Казахской ССР», «Народный артист Татарской АССР», Лауреат Госпремии республики Татарстан им. Г.Тукая Фуат Мансурови Международного конкурса им. Герберта фон Караяна в Западном Берлине. Награжден орденом «Дружба народов», « За заслуги перед республикой Татарстан». В 2009г. газета «Музыкальное обозрение включила его в перечень «Персона – 2008» в области академической музыки. 10 января 2011г. ему исполнилось бы 83 года… 10 января 2011г. ему исполнилось бы 83 года… Алма-Ата – город юности ФУАТА МАНСУРОВА, именно отсюда началось его стремительное восхождение к высотам музыкального Олимпа. Все, кому довелось его узнать, восхищались многогран- ностью этой уникальной личности…

Так случается в жизни, что мы за повседнев- ными заботами и проблемами, не пытаемся как можно больше узнать о таких незаурядными людях, зачастую еще из-за нашей зашоренности и ложной скромности. И все-таки я очень рада, что нам удалось пообщаться с ним на «круглых столах» в посольстве Казахстана и в Доме национальностей, где мне довелось быть ведущей. Сожалею, что не удалось осуществить мою мечту – провести встречу, посвященную Фуату Мансурову, суперталантливому и обаятельному нашему земляку – алмаатинцу, покорившему своим искусством дирижера весь мир. Так кто же ОН?

Фуат МансуровМальчик рос в семье, далекой от музыки: отец трудился у купца, мать была швеей. Когда в их двор въехала семья комиссован- ного военного, бывшего царского офицера Расторгуева, то Фуата заворожила музыка Листа, Брамса, Бизе, которая раздавалась из граммофона их квартиры. Татьяна Расторгуева, женщина очень образованная, записала 5-летнего Фуата в музыкальную школу. Затем в 1950г.он с блеском заканчивает учебу на физико-математическом факультете Казахского госуниверситета, считает, что выдающийся ученый-математик, профессор Николай Персидский заложил в нем основы аналитического мышления, которые пригодились в дальнейшем. Одновременно заканчивает учебу в консерватории по классу Исидора Зака.

Фуат Мансуров
Заилийский Алатау, 1949 год.
Первый слева – Фуат Мансуров 1

С 1953г работает в Казахском театре оперы и балета им. Абая главным дирижером и руководит созданным им Государственным симфоническим оркестром Казахской ССР. Подготовлен- ный им молодежный оркестр Казахской консерватории стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957г., завоевав первую премию и золотую медаль.

Он был принят в аспирантуру Московской консерватории, а с 1963г. становится главным дирижером ее оркестра. В 1966г. после потрясающего успеха на Всесоюзном конкурсе дирижеров его приглашают в Большой театр, в котором он проработал 40 лет до последнего времени. Его энергии хватило на то, чтобы стать одновременно главным дирижером Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля, симфонического оркестра в Казани, постоянно выступая в крупных регионах России не только как дирижер-постановщик опер, но и в качестве блистательного режиссера, сценографа и художника по костюмам. Ему единственному из российских маэстро присвоено звание академика. Благодаря его уникальной методике студенческий оркестр Московской консерватории выиграл конкурс им. Караяна.

Иван Козловский, Галина Писаренко, Фуат Мансуров
Концерт народных артистов СССР Ивана Козловского и Галины Писаренко. За дирижерским пультом – Фуат Мансуров. Оркестр Московской государственной филармонии, Большой зал консерватории, Москва1

Ф.Мансуров имел ошеломляющий успех при постановке опер и балетов как отечественной, так и зарубежной классики. Во время зарубежных гастролей с успехом управлял оркестрами в Хельсинки, Буэнос-Айресе, Любляне, Загребе, Стамбуле, дирижировал концертными программами и спектаклями в Англии, США, Франции, Турции, Аргентине, Бразилии, Южной Корее, Греции, Германии, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Австралии и др.

Удивляет широкий диапазон его интересов и пристрастий, которые он сумел реализовать.

Он – полиглот, знает около 10 языков мира, а родным – считает казахский язык, хотя он татарин. Прекрасно владеет русским языком, увлекается литературой и живописью, Великолепный шахматист, мастер спорта по конькобежному спорту и альпинизму (преодолел 4 семитысячника в предгорьях Заилийского Ала-Тау вместе с В.Колодиным), единственный альпинист в мире, кто сыграл на скрипке на вершине семитысячника– пике Ленина. Именно спортивная закалка научила знаменитого дирижера стойкости и умению концентрироваться в сложных неблагоприятных житейских и творческих ситуациях.

И еще об одном увлечении Фуата. Соседи по дачному поселку испытали шок, увидев как он строит дом не с фундамента, а с крыши (?!). Оказывается, используя свои знания начертательной геометрии, наш замечательный самородок составил чертежи, по которым ему в мастерской «Металлоремонта» изготовили из уголков складной домик наподобие конструктора. В металлический каркас он вставил доски, в которых просверлил отверстия для болтов. Появилась крыша над головой. Затем поднял дом с помощью домкрата, подставил под основание конструкции бетонные блоки, утеплил жилище обшивочной доской, прессованным картоном и оргалитом и остеклил. Поистине фантастичный эксперимент! Жаль, что из-за отсутствия времени, а скорее из-за присущей ему скромности, он не оформил патент. А ведь его имя достойно попасть в книгу рекордов Гиннеса, настолько разнообразен круг его увлечений и очевидна даровитость замечательного музыканта и творца!

Фуат Мансуров
Вручение юбиляру подарка от татар Москвы и С.Петербурга. Слева - скульптор Винера Абдуллина.

На чествование 75-лет- него юбилея Фуата Мансу- рова в Большом театре прибыла представительная делегация из Татарстана во главе с его Президентом Минтимером Шаймиевым. Наряду с традиционным поздравлением Шаймиев подчеркнул: «…тонкий художественный вкус, совершенное владение технологией оркестра и уникальная способность слушать каждый инструмент в оркестровом многоголосии снискали Вам заслуженное признание и любовь истинных ценителей музыки во всем мире». В заслугу Фуата Шакировича М.Шаймиев относит возрождение выдающихся образцов татарской оперной классики, считает, что в любой «сфере деятельности он достиг бы выдающихся вершин».

Уникальность маэстро в том, что дирижирует он практически без партитуры. По совету профессора Парижской консерватории Игоря Маркевича Фуат Шакирович выполняет работу дирижера наизусть.Его называют красивым дирижером, поскольку он красиво дирижирует. И говорят, что «смотреть на него так же интересно, как на балетный спектакль».

Отзывы о Фуате Мансурове

Зураб Соткилава вспоминает, как во время работы над оперой «Трубадур» Фуат учил певцов правильно произносить русские слова. «У него всегда было стилистическое понимание музыки. Это величайшее дарование. К тому же он остроумный человек и блестящий рассказчик».

Певица Татьяна Ерастова: «Он очень трепетно относился к музыкальной грамоте».

– На Кирилла Кондрашина, председателя жюри Второго всесоюзного конкурса дирижеров в 1966г., Ф.Мансуров произвел впечатление «отличного профессионала и серьезного, зрелого музыканта».

– Профессор Б.Хайкин после конкурса писал в газете «Советская культура»: «…из всех лауреатов Мансуров наиболее сложившаяся творческая личность, он необыкновенно требователен, удивительно точен, в нем привлекает располагающее спокойствие, что само по себе является признаком мастерства. Поражает его широкая осведомленность и большой кругозор. Очень острый природный слух, безупречное владение технологией оркестра ( он умеет играть на многих инструментах), профессиональное знание вокала делают его репетиции предельно насыщенными и продуктивными. Весь симфонический и оперный репертуар он дирижирует наизусть. Это тем более впечатляет, если учесть, что на репетициях он, как правило, не пользуется партитурой. Все эти качества делают общение с таким мастером легким, приятным и чрезвычайно поучительным».

– В день восьмидесятилетия Фуата Мансурова публикация в газете «Новости культуры»: «Знание десяти языков позволяет Ф.Мансурову договориться с любым оркестром мира… Авторитет Мансурова непререкаем, и дело тут не в званиях и наградах. Энциклопедический кругозор, способность сыграть практически на любом инструменте в оркестре и тонкий слух производят впечатление на музыкантов любого коллектива – даже Лондонского Королевского филармонического оркестра…».

И, несмотря на такую насыщенную творчески и эмоционально жизнь Ф.Мансурова, создается впечатление, что такая потрясающе одухотворенная личность, всесторонне образованная и эрудированная, все же не получила достойной его, более широкой известности и внимания. Та же мысль прозвучала в реплике известного дирижера, профессора Б.Хайкина: «…в Большом театре он работал более 40 лет, но так и не стал главным дирижером и художественным руководителем театра. А жаль, как музыкант, дирижер и художник он этого достоин…он один из очень немногих дирижеров, о ком всегда говорю с гордостью и восторгом – «Я играл с ним».

Несколько штрихов к биографии Фуата Шакировича.

Фуат МансуровОн был дружен с А.Жюрайтисом, М.Плисец- кой, Г.Улановой, Г.Вишневс- кой, Е.Образцовой, общался с Гербертом фон-Караяном, Рудольфом Нуреевым, Вла- димиром Высоцким, прин- цессой Дианой.

В одном из интервью рассказал о забавном случае из своей жизни, когда впервые ему при- шлось солгать: «После спектакля, перекусив, вышел на балкон и вдруг слышу крики, визг тормозов, звон разбитого стекла. Появился ДТП. Я видел, как в такси врезалась военная машина, проехавшая на красный свет. Когда увидел не очень трезвых офицеров, накинувшихся на таксиста, обвиняя его, что тот не пропустил машину со спецсигналом, сердце мое не выдержало. Выскочил на улицу, прихватив пропуск в Кремлевский Дворец. Похожу к ним и говорю: «Мало того, что вы виноваты в аварии, так еще третируете ни в чем не повинного человека». Они мне: «Убирайтесь отсюда, не мешайте, мы с ним сами разберемся. Я им: «Между прочим, я тоже не кто-нибудь, а депутат Верховного Совета! И тычу им в нос свой пропуск с гербами. Вижу, как старший офицер резко меняется в лице. Конечно, никто из них не стал рассматривать мой пропуск. Главное, увидели герб. А я продолжаю: «немедленно вызывайте ГАИ! Не уйду, пока не спасу от вас этого парня… справедливость восторжествовала, меня потом в ГАИ как свидетеля вызывали… всего раз в жизни соврал».

Он умел играть на нескольких инструментах– это виолончель, труба, саксофон, валторна, тромбон, гобой . Вспоминает, как в 11 лет играл в духовом оркестре школы №28 марш «Прощание славянки» и плакал при этом, т.к. тогда, в 41-м этим маршем мы провожали части, отправлявшиеся на фронт.

Фуат Мансуров: «Лучший город в мире для меня – Алма– Ата», город моего детства и юности…в нем особая атмосфера…в садах деревья редчайшей породы, журчат арыки, вкуснейшая вода…»

Могу от себя добавить: «И самый быстрый лед в Медео», что в окрестностях Алма-Аты по признанию Е.Гришина, многократного чемпиона мира, и других знаменитых конькобежцев Советского Союза, ставивших на нем феноменальные рекорды.


1 - материалы сайта: http://www.smsport.ru/expo/katalog/lsk/gabt/gabtphoto/

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх