[О родном языке и родной литературе]
Вх. № ПГ-МП-33073 от 25.08.2022
Уважаемый Сергей Сергеевич!
От имени активистов татарских организаций и общественности татар Москвы, других регионов РФ выражаем обеспокоенность за судьбу родных языков народов России в связи с принятием новых Примерных основных образовательных программ начального и общего образования.
Несмотря на достижение взаимопонимания между регионами и центром в процессе обсуждения проектов Примерных основных образовательных программ (ПООП) в январе-феврале 2022 г, в опубликованных в июле новых ПООП резко урезаны часы родного языка и родной литературы.
Последние десятилетия Родной (татарский) язык и родная литература изучаются: минимум 3 часа в неделю (2+1) – в школах с русским языком обучения, 5 часов в неделю – (3+2) в 1-6 классах школ с частичным обучением на родном языке; 4 часа в неделю в 7-9 классах, в полном соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Это выработанное десятилетиями опыта количество часов, позволявших хоть как-то изучать родные языки.
Согласно опубликованным недавно новым ПООП произошло резкое сокращение учебных часов, выделяемых на предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в 1-4 классах, «Родной язык и родная литература» (далее «Родной язык»).
В начальной школе (1-4 класс) по вариантам с русским языком обучения и изучением родного языка часы на «Родной язык» уменьшены на 42%, по варианту с обучением на родном языке – на 52%.
В основной школе (5-9 класс) по вариантам с русским языком обучения и изучением родного языка часы на «Родной язык» уменьшены на 33% и 40%, по варианту с обучением на родном языке – на 48%.
Более того по всем вариантам примерных недельных учебных планов на изучение предметной области «Родной язык» выделено гораздо меньше учебных часов чем на иностранные языки.
Также обращаем Ваше внимание на отсутствие «Родного языка» в ряде вариантов примерного недельного учебного плана, что противоречит обязательному статусу данной предметной области.
Считаем, что почти двукратное урезание уроков Родного языка противоречит декларируемым государством и руководством РФ целям сохранения этнокультурного многообразия, в основе которых сохранение и развитие языков народов России.
Решающим фактором для создания условий для изучения родных языков в обязательной части учебной программы является подготовка педагогических кадров на местах компактного проживания народов России. Например, учителя татарского языка готовятся только в Татарстане, хотя основная масса 2/3 татар проживают в других регионах России на своих исторических землях. По нашим оценкам только 7% детей татар, проживающих вне республики, изучают татарский язык в какой-то форме. Количество изучающих родной язык детей татар неуклонно снижается по мере естественной убыли учителей татарского языка.
Мы требуем:
- сохранения количества учебных часов родного языка и литературы, являющегося базовым условием реализации конституционного права нашего народа на создание условий для изучения и развития родного языка;
- исключения вариантов учебных планов без изучения родных языков из примерных образовательных программ для НОО и ООО;
- восстановления отдела образования на родном языке в Министерстве просвещения с функционалом по мониторингу и созданию условий изучения родных языков и обучения на родном языке;
- восстановления института образования на родном языке с филиалами на местах для организации методической работы и подготовки билингвальных педагогических работников и воспитателей для детских дошкольных организаций;
- продлить изучение родных языков для среднего обязательного образования;
- предоставить все возможности для образования на родных языках (включить сдачу ЕГЭ на родных языках);
- внести в контрольные цифры приема в вузы подготовку билингвальных педагогических кадров в необходимом для получения образования народном языке всем народам России.
Приложение: Обзор вариантов учебных планов и изменений в изучении родных языков по новым ФГОС.
С уважением,
представители общественности Москвы и регионов:
- председатель Союза писателей РТ, депутат Госсовета РТ Зайдуллин Р.Р.;
- председатель общественной организации "Региональная национально-культурная автономия татар Московской области" Мухтасаров Ф.Ш.;
- председатель Исполкома общественной организации «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия» Сафин Р.Ф.;
- исполнительный директор общественной организации "Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области (РНКАТНО)" Шарафутдинов Т.Н.;
- председатель Региональной общественной организации «Татарская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга» Яркаев Р.М.;
- председатель общественной организации «Национально-культурная автономия татар Тверской области» Ибрагимов М.М.;
- председатель общественной организации "Региональная национально-культурная автономия татар Ивановской области", член общественной палаты Ивановской области Ляпин Ф.У.;
- председатель общественной организации "Региональная национально-культурная автономия татар Ярославской области" Хазипов Я.Т.;
- председатель общественной организации «Местная татарская национально-культурная автономия Люблино г. Москвы» Сяпуков Р.Ж.;
- председатель общественной организации «Местная татарская национально-культурная автономия "Некрасовка" ЮВАО г. Москвы Таиров Р. Х.;
- председатель общественной организации «Местная татарская национально-культурная автономия г. Нижневартовска «Мирас (Наследие)» Мухаметзянов Р. Р.;
- председатель Совета национально-культурной автономии сибирских татар г. Тобольска Тычинских З.А.;
- председатель общественной организации «Местная татарская национально-культурная автономия г. Новомосковска Тульской области» Насибуллин Ф.К.;
- председатель общественной организации «Сасовская местная татарская национально-культурная автономия Рязанской области» Гарипов Н.К.;
- председатель Смоленского общественного движения "Центр татарской культуры "Туган ил" Тухватуллин А.Н.;
- руководитель Дискуссионного клуба имени Марьям Султановой (Акчуриной) Акчурина Н.Ф.;
- председатель общественной организации «Содружество татар Москвы» Искандяров Г.А.;
- президент Самарского областного татарского общества "Туган тел" Шакуров И.Г.;
- директор Самарского РТОО «Дуслык» ("Дружба") Нурмухамитов В.Т.;
- президент Ассоциации работников татарского образования и культуры "Магариф" Лотфуллин М.В.;
- инициативная группа “Родной язык в школах Москвы”: Жамниханов Ш.С., Гильманов Н.Р., Жиганшин Н.Ю., Хуснутдинов Р.А.
|