Баш   Кереш   I бүлек: 1.1  1.2  1.3  1.4   II бүлек: 2.1  2.2  2.3  2.4  2.5   Йомгаклау   Чыганаклар   Кушымталар: 1   2   3   4   5   6   7

КУШЫМТАЛАР

3-нче кушымта

Казан ханлыгындагы ныгытылган шәһәрләр һәм торак урыннар

1. Казан (Казань)

Казан шәһәре Татарстан Республикасының башкаласы (Древняя, 1996, с. 448; Фахрутдинов, 1975, № 71).

2. Казан янындагы кече шәһәрчек (Казанский острог).

(Казан шәһәре биләмәсе).

а). “...Казанский же царь Сафа-Гирей услышав, что идут на него знатные московские воеводы с огромной силой, послал во все свои казанские уезды по князей и мурз, повелевая им собираться в Казань из своих отчин и приготовиться к осаде, сообщив им о необычной силе русских, из-за которой не посмел он выйти к ним навстречу и сразиться с ними. И повелел он согнать из близлежащих мест черемису: повелел им строить подле Булака острог – около посада, на Арском поле, между булаком и рекой Казанкой, и копать рвы за острогом, чтобы сидели в остроге черемиса с прибывшим войском, – тогда и городу помощь будет и посады не дадут жечь огнем” (Древняя, 1996, с. 76-78).

б). “За главною крепостною оградаю, за Булаком, находились еще укрепленные предместья или остроги, на которые указывают поход 1530 года и некоторые грамоты 16 столетия...” (Древняя, 1996, с. 187).

в). “При осаде Казани 1530 году десять человек молодых людей из русского лагеря ночью пробрались к стенам Казанского острога и сзажгли их; в городе и в предместьях сделался страшный переполох, потому что осада велась неправельно, русские лишь держали город в блокаде, отбивая татарские вылазки, что довала возможность татарам на ночь выезжать из Казани в свои станы. Ползуясь сумотохою, русские войска вошли в Казань, взяли острог и пожгли посады...”

“Другие наши летописи потверждают наше сображение о существование за Булаком укрепления в 1530-ом году. В Воскресенской летописи мы читаем: “Божиею милостью князя великого воеводы (1530 г.) царя их (казанцев) побили, острог у них по Булаку взяша и многих людей казанских побиша и иных живых переимиша...”

г). “...После этих объяснений становится ясно что, под острогом подле Булака нужно разуметь укрепенное Забулачье...” (Древняя, 1996, с. 234-236).

д). “Да на другой стороне Булака за старым острогом за Курайшевскими вороты огороды новые...” (Древняя, 1996, с. 151).

(Фахрутдинов, 1975, с. 83).

3. Казан янындагы “Иске шәһәрчек” (Старое городище).

(Казан шәһәре биләмәсе).

а). “В русских летописях при описании приступа к Казани в 1552 г. упоминается Старое Городище...

Царственная книга говорит, что, приготовляясь к приступу, царь Иван Васильевич поставил отряд войска под предводительством князя Ромондановского за. р. Казанкую на Галицкой дороге, т.е. по правую сторону Казанки, близ Бежболды, ныне Адмиралтейской слободы, находящейся на левой стороне Казанки; да за рекой же Казанкою отряд под начальствам Воронова; “вверх по Казани, у старого городища, голове Михаиле Петрова Головина.”

В отрывке русской истории: “А от нижних ворот, от старого городища, сии речь от Збойловых ворот, идеже ныне стоит храм Николы Чудотворца, и из Поганых озерок приступиша ертоул да передовой полк.”

Итак, местность старого городища определяется следуещими данными: она у р. Казанки верх от города, близ бывших Збойловых ворт, где во времена составителя Отрывка стоял храм Николы Чудотворца, и Поганых озерков (Древняя, 1996, с. 188).

б). “...Тульские ворота против Старого Городища: на воротах башня и опять то же число караульных. Против Старого же Городища у боя в долу была на остроге караульная башня без ворот... вот и вся восточная линия Казанской русской стены” (Древняя, 1996, с. 239-240).

4. Биектау (Байгыш), (Засека на Высокой горе).

(Биектау районы, Биектау авылы биләмәсе).

“...Устроили засеку на Высокой горе” (ПСРЛ, VIII, 1859, с. 238-239.).

5. Бимәр Би Әмир (Бимери).

(Биектау районы Бимәр авылы биләмәсе). В работе С.М.Шпилевского приводятся данные еще о городище на правом берегу Казанки возле деревни Бимери недолеко от пос. Высокой горы: “На горе около деревни заметны признаки городища в виде земляных валов и находили там татарские вещи и монеты (Шпилевский, 1877, с. 401).

6. Эчке (Иске) Казан (Камаево).

(Биектау районы Камай авылы биләмәсе).

а) “Гибель Камаевской крепости, скорее всего, связана с событиеми 1552 года, когда войска князя А.Б.Горбатого двигались для захвата земель на Арское городище. По пути они, как собщает русская летопись, взяли острог на высокой горе. Раскопки также потверждают, что укрепления городища были разрушены в результате военной катастрофы. Об этом свидетельствует сожженные надвальные оборонительные сооружения, прослойки прокала и рассыпанные крубные куски щебня из забутовки межстенного пространства О том, что здесь были битвы, свидетельствует также археологические находки, выявленные в примыкающей к оборонитнльной системе части городища: наконечники стрел, каменные пушечные ядра, железная сабля, ножи...

О катастрофических обстоятельствах гибели крепости свидетельствует также братскя могила, обнаруженная у подножия внутренного вала на площадке городища, несомненно, связанная с периодом запустения, так как прорезает более раннее слои. По определению И.Р.Газимзянова, здесь выявлены остатки 4 мужских и женских черепов, возраст погибших от 25 до 30 лет .

Археологический материал позволяет органичать оснавание и времени существование Камаевского городища первой третью XV – серединой XVI вв, т.е. оно функциянировало весь период истории Казанского ханства. Вплоть до его падения под ударами войск Ивана Грозного” (Бурханов, 1997, с. 27-28).

б) “Керамика Камаевского городища – важный источник для решения различных задач истории и культуры Казанского ханства, в том числе хронологии и этногенеза, что отмечалось многими исследователями. К финалу эпохи Казанского ханства относится часть объектов раскопа 15-19, исследованных 1986-1989 гг., связанных с кузнечным делом, оружейным и гончарным (яма 10 раскопа 16, 1987 г.) ремеслом, а также верхний горизонт раскопа 13, 1983 г. Керамика из этих объектов отражает пестрый состав население, занятого на этих работах.

Она аналогична керамике 3-го слоя Болгара и Казанского Кремля. Соотношение рассмотренных групп керамики Камаевского городища, укладывающихся в рамки с 60-х гг. XIV в. и до середины XVI, в значительной степени отражает состав населения Казанского ханства к середине XVI в., известного по запискам С.Герберштейна и А.Курбского” (Кокорина, 1995, с. 28-31).

(Археологическая, 1981, № 178; Хузин, 1998, с. 41-43).

7. Арча (Арск).

(Татарстан Республикасы Арча районы үзәге. Хакимият биналары һәм торак йортлар астында калган).

(ПСРЛ, VIII, 1859, с. 238-239; Фахрутдинов, 1975, № 71.

8. Алат.

(Биектау районы Урыс Алаты авылы биләмәсе)

а) “...Олы Бәрәзә авылында язылган “Олы Бәрәзә тарихы”ннан күренгәнчә, Алат нугай морзалары каласы була. Ул морзалар хәрби сословие буларак, Казан дәүләтенә хезмәт иткәннәр Алат морзаларының Мостафа исемле ханнары да булган. Бу хәбәрдән Алатка морзаларның XV гасырның икенче яртысыннан да иртә килмәгәнлеге аңлашыла.

Урта Сәрдә авылында сакланган 1553 елда куелган таштагы бер сүзнең дә Алат тарихына кагылышы бар. Аның татарча тексты түбәндәгечә: “…Тарих тукыз йөз кырык йидедә Мөлек Әман углы Мамайгөл Галатка барганда кяфер кулындин шәһид булды”

...Казан ханлыгының 1552 елда яулап алган вакытларда Алат каласы басып алучыларга каршылык күрсәткән урын булып анда, көчле сугышлар булган. Алат каласы тар-мар китерелгәч (кулъязма Олы Бәрәзә тарихындагы хәбәрләргә караганда), аның халкының исән калган өлеше Ашыт елгасы буенда авыллар булып урнашып калалар. Бу тарихтан күргәнчә, Олы Бәрәзә, Бәрәскә, Мөнгәр. Әшийасты, Масра авылларында шуларның нәселе яши.

Алат каласының борынгы зират ташлары Урыс Алатында корылган чиркәү нигезенә салынганнар (1895 елда). Олы Бәрәзә авылының тарихына караганда анда 6-7 таш булырга тиеш. (Әхмәтҗанов, 1999. 87-88 бб.).

9. Илләт (Илеть).

“Административными центрами даруг являлись города: Алаты (Алатская даруга), Арск (Арская даруга), Старые Зюри (Зюрийская даруга), городок близ устья реки Илети (Галицкая даруга) и Чаллинский городок (Ногайская даруга)” (Галлямов, 2002, с. 280-316).

10. Мишәтамак Өтернәс (Мешинский городок, Утерняское городище).

(Саба районы Өтернәс авылы биләмәсе).

(ПСРЛ, VIII, 1859, с. 238-239).

М.М.Щербатов сообщал, что построение Мешинского городка, защищенными дубовыми стенами произошло “в самое зимнее время”, то есть в январе-феврале 1553 года (Щербатов, 1786, с. 439).

11. Саба, Байлар Сабасы (Богатые Сабы).

(Саба районы үзәге “Мәмәт тавы” тирәсе).

“...Олуг Сабада имам вә мөдәрис Мөхәммәд Хафиз хәзрәт бине Җамалетдин бине Шәмсетдин бине Таҗетдин бине Габделхәмид Хафиз бине Динмөхәммәд Хаҗи бине Шигай Хафиз бине Дуляҗан Хафиз. Моның заманында урыс Казанны алган” (Әмирхан, 2001, 47 б.).

(Шпилевский, 1877, с. 401).

“Сабинское поселение выявлено в ходе разведработ на окраине райцентра Богатые Сабы, на высоком холме “Мамедова пустошь”. Раскопки выявили керамику с золотоордынско-казанскими традициями... Находки предварительно датированы XIV-XVI и XVIII-XIX вв. Это позволяет углубить историю Богатых Сабов до золотоордынской эпохи, что потверҗдается данными дастана “Идегей” (Бурханов, Замалтдинов, 2003, с. 258).

12. Җөри (Старые Зюри).

(Теләче районы Иске Җөри авылы биләмәсе)

“Около деревни Старые Зюри есть остатки рва конце которого поставлен камень довольной величины... По сим приметам полагают, что был древности столичный город какого то хана” (Шпилевский, 1877, с. 401-402; АК, 1981, №498).

“...На месте современного села Старые Зюри (Иске Җөри) Тюлячинского района нами заложены раскопы и шурфы... керамический материал относится к XIV-XVI и XVII-XIX вв.” (Бурханов, Замалтдинов, 2003, с. 260-261).

13. Әрнәш (Арняш).

(Мамадыш районы Югары Әрнәш авылы биләмәсе)

“К западу от деревни заметны валы...” (Шпилевский, 1877, с. 401).

14. Чаллы (Чаллынское городище).

(Балык Бистәсе районы Тәберде Чаллысы авылы биләмәсе)

а) “О письме из Казани от наместника. Месяце апреля писал из Казани боярин и наместник князь Петр Иванович: отпущал он боярина Петра Васильевича Морозова, да с ним детей боярских и казаков и стрельцов и новокрещенов и Татар, на побережных (набережных) людей на Чалымский (Чаллымской) городок; и Петр ходил, их повоевал и побил многих и городок сжег и назад здорово пришел” (ПСРЛ, XIII, 1904, с. 269-270)

б) “В последние годы получены новые археологические материалы, уточняющие наши представления о времени возникновения некоторых булгарских укрепленных поселении Предкамья. Так, в одном из пригородов Чаллынского городища – одного из значительных памятников периода Казанского ханства, выявлены ранние находки (салтовская керамика, грушевидная подвеска и пр.), датирующиеся X-XI вв. Само городище, по утверждению Н.А.Кокориной и Т.И.Останиной, в XII в. уже существовало”.

(Хузин, 1998, с. 22-23; Борынгы, 2000, 330 б; Фахрутдинов, 1975, № 69).

15. Бәтке (Бетки).

(Балык Бистәсе районы Бәтке авылы биләмәсе)

“...а ниже Чертово города 50 верст пала река Вятка. А ниже Вятки на Каме город Бетки. А ниже Бетьков 50 верст на Каме на левом берегу город Лаишев; … на Ашыт реке город Алат, под ним пала Алат река, протоку Алат реки 30 верст…” (Книга, 1950, л. 151 об.).

16. Лаеш (Чакма), (Лаишево).

(Лаеш районы үзәге. Торак йортлары астында калган).

“...того же году (1557) апреля писал из Казани князь Петр Иванович Шуйской: велел Арским и побережным Татарам поставити на Каме (город) в Лаишеве город (слово город нет в списке с.), и князь Петр в нем устроил новокрещинов да стрельцов, а у них головы детей боярских, для Ногайских людей приходу, а новокрещным (новокрещенов) велел тут пашню пахоти, и у города у Казани и по пустым селом всем велел пашни пахати Русским людям и новокрещеном” (ПСРЛ, XIII, 1904, с. 281).

17. Укрәч Култык (Укреч Култук).

а) “Процесс активного проникновения булгар на правый берег р. Камы начался в XI-XII столетиях. Освоение территории, по-видимому, шло с низовий провобережних притоков р. Камы (Меши, Брыски, Шуранки, Шумбута и других) Приток булгарского населения значительно увеличился после монгольского нашествия. Среди булгарских памятников провобережья р. Камы заслуживает внимание поселения и могильники около села Рождествено Лаишевского района.

Писцовая книга Д.А.Кекина 1565-68 гг. по Казанскому уезду указывает остатки пустоши Укреч Култук около урочища «Курган» у села Рождествено. В последние годы на данном мысу в обнажениях культурного слоя булгарского селища собраны монеты XIV-го столетия. Поэтому есть основание полагать, что это селение Укреч Култук существовал до 1552 года.

Вторая пустошь Укреч Култук Нижний, упоминаемая в писцовой книге Д.А.Кекина может быть связана с нижним мысом у залива р. Меши. Остатки ее почти не раскапывались. Но мною собрана коллекция орудии и керамики позднего облика а так же монета XV столетия. К этому же селищу примыкает обширный могильник, где вскрыты погребения до монгольского времени, золотоордынской эпохи и погребения, которые можно отнести к эпохе Казанского ханства. Так что и это селение, о котором информаторы сообщали писцам, как о пустоши, жило до 1552 года” (Старостин, 1995, с. 40).

б) “Во времена Казанского ханства здесь было поселение городского типа с укреплением военного характера, а на вражке был старый острог” (Чернышев, 1971, с. 272-292).

18. Тамгачы (Тангачи).

(Лаеш районы Тамгачы авылы биләмәсе).

“...Ниже течения реки дер. Тангачи наблюдаются признаки городища четырех угольной формы площадью 10437 кв.м. (213х49 м) В южной части города остатки вала и рва. В деревне указывают до сех пор место татарского кладбища” (АК, 1981, № 369).

19. Тау иле (Тавлино).

(Яшел үзән районы Тау иле авылы биләмәсе).

а) “…25 верст к югу от Свияжска, 4 верста от реки на западе. Сторожевой пункт Казанских татар за движением Московской армии во время походов на Казань” (ИОАИЭ, 1910, с. 57).

б) “…В котором говорит, что жители уверяют что здесь некогда живали Казанские цари” (Шпилевский, 1877, с. 490).

в) “Городище на реке Кубне...” (Ахмеров, 1998, с. 221- 225).

г) “Татары называют Кала...” Тавлино (Тау иле) городище, при деревне Кириево (ИОАИЭ, 1910, с. 57).

20. Олан (Городище, при деревне Уланова, на речке Бирли).

(Яшел Үзән районы биләмәсе)

“Указывают на существование тут сторожевого пункта и стоянки казанских уланов” (Ахмеров, 1998, с.225).

(Фахрутдинов, 1975, с. 83).

21. Олы Өтәк (Утяково)

(Яшел Үзән районы Утяково авылы биләмәсе)

“В городе Утек во времена Казанского ханства устраивалась большая ярмарка. Заезжие торгавцы водным путем (по Свияге) везли хлеб и другие товары в город Утек” (Насыйри, 1977, с. 53).

22. Сатламыш (Сатламышское городище).

(Яшел Үзән районы, Сатламыш авылы биләмәсе).

“Проводились работы в зоне т.н. Сатламышского городища (вв.), зафиксированного еще в 1960 г. и на территории современного с. Сатламышево, а также неподолеку от. с. Янгильдино. Во время раскопок найдены фрагменты керамической посуды эпохи Казанского ханства. В огородах сел Янгильдино и Сатламышево собраны отдельные фрагменты керамики XIV-XVI вв.” (Бурханов, Галимуллин, 2003а, с. 133-135). 23.

Янтык (Янтык).

(Кама Тамагы районы Кариле авылы биләмәсе)

(Фахрутдинов, 1975, с. 83).

24. Сөки (Сюкиево)

(Кама Тамагы районы Сөки авылы биләмәсе)

(Фахрутдинов, 1975, с. 83).

25. Тәтеш (Тетюш)

(Тәтеш районы үзәге биләмәсе)

“…Городище «Юматиха» 10 верстах к югу от Тетюш на высоком берегу Волги. (Җомга тауы) Гора сборного моления. Сборное моление Джума может быть отслужено только там, где имеет пребывание сам властитель народа или его представитель” (Ахмеров, 1998, с. 231).

(Фахрутдинов, 1975, с. 184).

26. Дәвеш (Девуш).

(Апас районы Дәвеш авылы биләмәсе)

(Фахрутдинов, 1975, с. 83).

27. Болгарның кече шәһәрчеге (Малый городок).

(Спас районы үзәге Болгар авылы биләмәсе).

а). “Город Булгар, хотя и перестал играть роль политического, экономического и культурного центра, возможно, на некоторое время еще оставался религиозным центром. Татарский поэт Мухамедьяр написал свою поэму «Нуры-Сыдур» в 1542 г. в городе Булгаре, будучи там сторожем могилы казанского хана Мухамед Амина. Поэт пишет, что видел в том городе немало людей” (Фахрутдинов, 1975, с. 75).

б). “Среди керамики из 3 слоя Болгара встречаются подшаровидные горшки с отогнутым наружу припухлым краем. Такие же горшки встречаются в позднем слое Русско-Урматского селища и Чаллынского городища. (Слой ханского периода)” (Кокорина, 1998, с. 34).

(Фахрутдинов, 1975, с. 83).

29. Алабуга (Елабуга).

(Алабуга районы үзәге, Алабуга шәһәре биләмәсе)

а). К.И.Невоструев пологал, что “город Елабуга входил прежде всего в состав древнего Волжско-Болгарского, а потом Казанского царства” (Корепанов, 1999, с. 112-113).

б). “Раскопы А.З.Нигамаева на городище дали обычный материал (Выделил слой булгаро-татарской эпохи). булгаро-татарского времени, свидетельствующии о том, что поселение на мысу непрерывно функционировало с XI по XVI века. Однако основное население проживало все же не здесь, а в другом месте. (Под лужной стороне). В старой части города Экспедиция Елабужского пединститута изучила разрушенные во время строительных работ могилы мусульманского кладбища, датированного на основе керамических находок из засыпи ордынского или ханским временем” (Нигамаев, Хузин, 2000, с. 7-55).

в). “При исследовании пригорода средневековой Елабуги А.З.Нигамаев на основе находок булгаро-татарской времени, джучидской монеты XIV вв., обломкам кашинной посуды и так называемой «Казанской» керамике выявил на трети слой датируемый второй половиной XIII и первой половиной XVI веков” (Нигамаев, 2001, с. 72-76)

г). В «списке населенных мест периода Казанского ханства» составленном известном историком Е.И.Чернышевым по писцовым книгам XVI-XVII вв. с привлечением других возможных источников, значится «село Елабуга-Алабуга, Зюрейской дороги на р. Каме» (Чернышев, 1971, с. 272-292.

д). Очевидно после покорения Казанского ханства Иваном Грозным Алабуга было просто переименовано в Трехсвятское, но это название не прижилось среди местного татарско-русского населения и параллельно с ним употреблялось болье привычное «Алабуга» Таким образом, самые ранние и достоверные сведения писменных источников ограничевается периодом Казанского ханства (Хузин, 2001, с.171).

е). Тумышы белән Ык буеннан булган, заманында Фәннәр Академик үзәктә сәрькатип булып эшләгән филолог Зәйнәп Максудова язып калдырган. “Сәүгән хан үз биләмәләрен киңәйтү мәсәләсендә Тәбәрде Чаллысы белән 1518, 1525 елларда сугыш алып бара, соңрак мөстәкыйллек алу максатыннанмы Чаллы белән берләшеп, Казанга хөҗүм итәләр. Котлы бәк турында искә алына (Әхтәмова, 1994, 120-122 бб.).

ж). “...Ул вакытта Алабугада Илбакты углы Сөгүн бик хан икән, ул динсез вә залим булып, бозыклык вә әшәкелек юлында вә каферләр белән бергә эчеп бер мәзһәбтә булган. Әлмөхәммәд хан ислам диненә куәт бирмәк өчен ничә мәртәбә нәсихкат әйләп, хат җибәрсә дә Сөгүн бик һич илтифат кылмай, бәлки мыскыллавы гына өчен, дин гайрәте белән барып, Сөгүн бикне тотып Казанга җибәреп, Алабуганы Ислам биккә тапшырып Алабугада (64 яшендә) вафат булып, каладан бер читтә булган тауда мәдфүн әйләгәннәр.

Әлмөхәммәд хан Алабугага киткәндә Казанга туганы Галим бикнең углы Мәмәтгәрәй бикне куеп киткән. Мәмәтгәрәй бик һава вә һәвастә вә хатыннар илә кәеф-сафада булып, үзенең хатыны Илбакты кызы – Сөгүн бикнең туганы булганлыктан, дәвамлы рәвештә Сөгүн бик илә бер мөслихаттә булып хатлар йөрткән. Казанның олуглары, бу Сөгүн бик илә Казанны урыска бирү мәслихәтендәдер, дип уйлап, бер сүздә булып, Мәмәтгәрәйне ауга чыктыгында тотып алып Казанга Алтын бик углы Хәлил бикне хан кылдылар”. (Уразбакты, Илбакты – Алабуга ханнары.)

(Алабуга бәете.) Алабуга ак шәһәр, тарихы озак яшәр,

Дошман яуга бирелмәс, юлына каршы төшәр.

Алабуга рус кулына Сәүгән ханнан калгандыр.

Сәүгән ханның маҗарасы тарихта язылгандыр.

Атлар җиктем яратып, Саралыга каратып,

Саралы Сәйтәк сукынган, кәфер утын таратып.

Алабуга олылары Туйгуҗа белән Аккуҗа

Сөрлектеләр илендән,

Сарай белән Сәетәкбәк чыктылар ислам диненнән”.

(Әмирхан, 2001, 140 б.). 30.

30. Мамадыш.

(Мамадыш районы үзәге биләмәсе)

“...Здесь распологались столица этого феодального государство Казань, а так же другие города – Арск, Лаишев, Алаты, Елабуга, Малмыж, Чаллынский городок, Мамадыш” (Галлямов, 2001, с. 10).

31. Япанча шәһәре (Япанчино)

(Апас районы Япанча авылы биләмәсе).

“...Около деревни Луковского городище “Япанчино” (Шпилевский, 1877, с. 491).

32. Кызыл Сөендек 2. (Красносюндюксковий 2)

“Есть основание думать, что городов в Казанском ханстве было гороздо больше чем выявленных. Многие из них, очевидно, исчезли под современными селами и деревнями, до сих пор традиционно располагающихся на прежних местах обитания, а некоторые были позднее распаханы. Так, исчезли, например, малый окоп города Великие Булгары, валы самой Казани и ряда других булгаро-татарских городов, представленных Деушевским, Янтиковским, Городищенским, Сюкеевским, Красносундюковским 2, частично Балымерским, Кокрятьским городищами” (Фахрутдинов, 1975, с. 83).

33. Балымәр (Биләр).

“В окрестностях Билярского городища также сохранилось, очевидно, булгаро-татарское поселение. Последняя джучидская монета из Билярска относится к 1423 году. О проживании населения в районе Билярска в XV в. и позднее говорят и другие данные. В татарской челобитной русскому царю, составленной в 1677 г., говорится о том, что когда умер царь Балымерский Балын-Гузя, то казанский хан Сафа-Гирей велел построить над его могилой палату (усыпальницу), а сторожить палату оставил людей, выдилив им пашенную землю и вотчины вокруг палаты. Хотя данный документ имеет отношение, в основном, к событиям периода Казанского ханства, однако, с уверенностью можно предполагать, что какая-то часть населения под предводительством этого «царя» (князя) проживала там и до образования Казанского ханства” (Фахрутдинов, 1975, с. ?5).

34. Көкрәт (Кокрят).

(Фахрутдинов, 1975, с. 83).

35. Нократ (Нукрат – Карино)

(Чепца елгасы ярында, Слободск шәһәре янәшәсендә урнашкан).

“...Часть арских князей находилась в крупном населенном пункте Нукрате, расположенном на реке Чепце, там где до 1489 г. проходила северная граница Арской даруги” (Хамидуллин, 2002, с. 221).

Часть группы “Арских князей” была сосредоточена в крупном населенном пункте с укрепленным городком – Нукрате (Исхаков, 2002, с. 330).

36. Малмыж.

(Киров өлкәсе Малмыж шәһәре биләмәсе)

“...Малмыж до взятия Казанского был черемисский город, в котором жил князь Болтуш, владевший древними черемисами” (Рычков, 1770, с. 18).

“...Здесь распологались столица этого феодального государство Казань, а так же другие города – Арск, Лаишев, Алаты, Елабуга, Малмыж, Чаллынский городок, Мамадыш” (Галлямов, 2001, с. 10).

(Бахтин, 1998, с. 146-147).

37. Яр Чаллы (Яр Чаллынское городище).

(Яр Чаллы шәһәре “Элеватор тавы” биләмәсе).

“Вероятнее всего на Эливаторской горе и примыкающего к нему территории у устья реки Челнинки уже с золотоордынского периода существовало болгарское поселение по своей типологии близкое к раздельным городам (аналогии Алабуга, Кирменчук и т.д.) С Элеваторской горы открывается прекрасный обзор вверх и вниз по реке Каме. Естественные укрепления мыса и наличье чистой питьевой воды (Челнинка, Мелекес, родники) могли послужить весомыми причинами для возникновения здесь военного форпоста (условно назавем его “Челнинским” или “Яр Чаллынским” городищем) Составляя единый комплекс с Усть – Челнинским селищем (Е.П.Казакову) данное поселение могло служить социально-экономическим центром для других болгаро-татарских поселении региона” (Отчет, 1999, с. 19).

38. Сундыр (Мари Эл республикасы җирләренә керә)

Козмодемьянск өязендәге Чалым (Сундыр) шәһәрлегенең сызымы һәм аның турында аңлатма (НА РТ. Ф. 324, оп. 739, д. 429).

(Гариф, 2002а, 238-245 бб).

39. Алатыр (Алатур).

(Чувашия республикасы җирләренә керә)

Основная территория казанского ханства разделялась в административном отношении на несколько “даруг” или податных участков, которые в русских источниках отождествлялись с дорогами, ведшими из Казани в Галич, Алат, Арск, Зюри и в Ногайскую землю. Центрами трех из этих “даруг” служили города Алат, Арск и Зюри. На горной стороне Хисамуддин упоминает город Алатур, т.е. Алатырь. (Мөслеми, 1999, 100 б.)

 

Назад Наверх